На соискание госпремии представлены две книги татарского поэта Зиннура Мансурова: «Жэрэхэтле йэрэк жылырак» («Теплее греет раненое сердце») и «Кунельда фидаи яши» («Душа беззаветности полна»). Изящное полиграфическое оформление книг вполне соответствует их внутреннему содержанию. Впрочем, и каждая из них в отдельности может претендовать на высокую премию. В первой книге Зиннур Мансуров выступает как поэт, а во второй — как публицист, эссеист, литературный критик и искусствовед.
Как отметили многие литературные критики, Зиннур Мансуров — поэт масштабный, философски осмысливающий действительность, испытывающий личную ответственность за все происходящее вокруг нас. Правдивость и совестливость доминируют в его поэзии. Он, скорее всего, представитель интеллектуальной поэзии. Ему чужды «а-ля народные» вирши, приносящие иным дешевую популярность. Он бережно и творчески развивает лучшие традиции классической поэзии. Зиннур Мансуров — мастер широких эпических полотен. Здесь поэт достиг бесспорных успехов. Например, его поэмы «Тоньше струны, острее меча», «Огонь, или Страницы из летописи войны Хайрутдина Музая», «Поиски пророка», «Два плача» являются яркими достижениями нашей современной поэзии.
Эпические произведения Зиннура Мансурова отличаются масштабностью, значимостью отображенных в них событий и явлений. Поэт властно стягивает материал в емкие и многозначные образы. Отдавая дань эпическому жанру, З.Мансуров свободно и мастерски владеет и малыми формами. Его поэтические строки поражают одновременно простотой и образностью, точностью и афористичностью. Их хочется записать, запомнить, цитировать…
Живо интересуясь другими видами искусства, Зиннур Мансуров пишет много статей и эссе, дает свой взгляд на проблемы литературы и культуры. Такова его книга «Душа беззаветности полна». Подобные издания порой ценнее многих пудов наукообразных текстов от литературоведения. Когда сам созидатель, творец распахивает душу, делится своим сокровенным, естественно, это обогащает и гораздо сильнее действует на читателя. Зиннур Мансуров, как лекарь, стремится поставить свой диагноз сегодняшнему состоянию литературы и искусства.
При определении масштабности той или иной личности, наряду с творчеством, мерилом считается и его общественно-гражданская активность. Жизнь многих наших великих предшественников неотделимо связана с издательской деятельностью. Вспомним, как в свое время Г.Тукай, Ф.Амирхан, Г.Исхаки, М.Джалиль были организаторами и редакторами многих литературных изданий. Быть редактором — это огромный труд, требующий полной самоотдачи. Вот уже почти 15 лет Зиннур Мансуров со дня основания возглавляет еженедельную газету «Мэдэни жомга», без которой трудно сейчас представить литературную и в целом культурную жизнь республики.
Недавно Зиннур Мансуров опубликовал новую большую работу — цикл статей-диалогов «Беседы с Тукаем». Это своеобразный обмен мнениями двух поэтов о насущных проблемах жизни татарского народа. Удивительно, что и через столетие ответы Габдуллы Тукая (они выбраны из 5-томника поэта) звучат актуально. Этот оригинальный по форме проект является весомым вкладом в тукаеведение.
Вспоминаются слова великого Пушкина:
Мансуров, закадычный друг,
Надень венок терновый!
Написанные почти двести лет тому назад строки воспринимаются мною очень современными и своевременными.
Равиль ФАЙЗУЛЛИН,
народный поэт Татарстана,
лауреат Государственной премии РТ имени Г.Тукая.
***
В одной из своих книг Зиннур Мансуров пишет, что в юные годы он самозабвенно занимался рисованием и его рисунки публиковались в газетах. Если бы даже не было этого признания, то по стихотворениям и поэмам З.Мансурова очевидно, что перед нами не просто литератор, но и живописец, то есть поэт, живописующий словом. Его поэтическая палитра изобилует яркими красками, его творчество своими метафорами передает нам тончайшие цветовые гаммы, одним словом — его стихи живописны.
Как утвеждают аксакалы литературы, поэтическое слово должно быть емким, музыкальным и изобразительным — живописным, стало быть. Недаром в искусстве бытует понятие «художник слова». Таким подлинным художником слова является и поэт Зиннур Мансуров. Он полностью отвечает канонам высокой художественности в поэзии. Его творчество образно, метафористично… Его обобщения заставляют задумываться. В этом отношении, на мой взгляд, показательна лирико-философская книга «Теплее греет раненое сердце», в которой поэт достигает значительных поэтических высот. Этот сборник стихотворений и поэм дает повод говорить о Зиннуре Мансурове как о большом художнике слова.
Мы часто встречаемся, помногу общаемся, и меня поражает его серьезное отношение к своему творчеству, к литературе, искусству… В своем творчестве он умело аккумулирует и музыку, и живопись. Поэтому его поэзия, основанная на высокой интеллектуальности, и музыкальна, и живописна.
Ильдар ЗАРИПОВ,
народный художник России,
лауреат Государственной премии РТ имени Г.Тукая.
***
По правде сказать, с Зиннуром Мансуровым я близко познакомился после прочтения его публицистических статей, посвященных проблемам нашей культуры. Особенно поразила статья «Тройственная сила». Она имела широкий резонанс. Поднятые в ней вопросы обсуждались в Татарском государственном академическом театре оперы и балета им. М.Джалиля, в Союзе композиторов республики, в других творческих организациях, так как затрагивали интересы и писателей, и композиторов, и музыкантов… В данной работе говорилось не только о застое в жанре татарской оперы, но и о судьбе татарского искусства в целом.
После этого я не пропускал ни одной его статьи, которые печатались в газете «Социалистик Татарстан», где он в то время работал. Еще больший резонанс получила его статья «Вы слышите?!». Мы стали с ним часто встречаться — в Союзе композиторов, на «музыкальных четвергах», на концертах… Деятелями культуры, особенно музыкантами, с воодушевлением был воспринят его переход на республиканское радио главным редактором. Мы вместе с ним состояли в худсовете, обсуждали новые музыкальные произведения, поступающие в фонд радио. Он продемонстрировал тонкое понимание музыкального искусства, не говоря уж о поэзии, литературе вообще.
Почему я об этом говорю? Да потому что поэт и композитор — это родственные души. Мы понимали друг друга с полуслова. И говоря о книге «Душа беззаветности полна» Зиннура Мансурова, о его глубоких и смелых выступлениях на актуальные темы искусства и культуры, следует подчеркнуть, что в первую очередь он все-таки поэт. Его стихотворения философичны и в то же время музыкальны. Как одна задушевная песня воспринимается его поэтическая книга «Теплее греет раненое сердце», в которой две баллады посвящены Салиху Сайдашеву. Сборник читается на одном дыхании и остается в сердце. А поэмы, в которых он предстает перед нами большим мастером, напоминают мне симфонии. Это особенно чувствуется в таких эпических поэмах, как «Тоньше струны, острее меча», «Поиски пророка», «Два плача»…
Зиннур Мансуров в культурной жизни нашего народа — это особый интеллектуальный и духовный мир со своими чувствами, эмоциями, мыслями, насколько индивидуальными, настолько и общенародными, то есть волнующими каждого мало-мальски одухотворенного человека.
Ренат ЕНИКЕЕВ,
композитор, народный артист Татарстана, заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии РТ имени Г.Тукая.