Большому артисту и “светоносному” человеку

На днях театр им. Мусы Джалиля подарил казанцам прекрасный музыкальный вечер, посвященный 95-летию со дня рождения выдающегося оперного певца и режиссера, народного артиста России Ниаза Даутова.

Автор статьи: Армен МАЛАХАЛЬЦЕВ




На днях театр им. Мусы Джалиля подарил казанцам прекрасный музыкальный вечер, посвященный 95-летию со дня рождения выдающегося оперного певца и режиссера, народного артиста России Ниаза Даутова. Более двадцати лет его уже нет с нами, но память о нем жива. Вот почему в этот вечер зал оперного театра был полон.

Надо отдать должное ученику Ниаза Курамшевича, народному артисту Татарстана Эдуарду Трескину, в прошлом солисту нашего театрa, a ныне – Пражской оперы. Задумав этот вечер вместе с руководством театра, он стал не только его режиссером, но и ведущим, сумев создать в зале атмосферу признательности «светоносному» человеку и большому артисту, каким был Ниаз Даутов.

Прологом к вечеру стали кадры из фильма «Сильва», в котором молодой Даутов исполнил роль Эдвина и сразу стал всесоюзной знаменитостью, любимцем миллионов кинозрителей.

Ярким и эмоциональным был рассказ о многогранной творческой деятельности Ниаза Даутова, который поставил более пятидесяти оперных спектаклей и оперетт в разных театрах страны и две тысячи раз выходил на сцену, исполняя главные партии. Интересно было узнать и малоизвестные факты из его жизни и творчества. В частности о том, как начался его путь на профессиональную сцену. Владимир Немирович- Данченко пригласил молодого певца в свой театр по рекомендации выдающейся певицы Антонины Неждановой и главного дирижера Большого театра Николая Голованова. Они были восхищены тем, как Ниаз Даутов исполнил партию Ленского в опере «Евгений Онегин», которая шла во фронтовом театре. Любопытно и то, как был встречен фильм «Сильва» автором оперетты Имре Кальманом. Оказывается, он был до слез тронут тем, что эта картина демонстрировалась в только что освобожденном от фашистов его родном Будапеште.

Особое место в рассказе о Ниазе Даутове, естественно, было уделено его деятельности в качестве главного режиссера Татарского театра оперы и балета и заведующего кафедрой оперной подготовки Казанской консерватории. Пятнадцать лет своей жизни отдал он воспитанию молодых солистов для оперной труппы нашего театра, среди его учеников — Хайдар Бигичев, 3иля Сунгатуллина, Венера Ганеева, Рафаэль Сахабиев, Саид Pаинбаков и многие другие. А на сцене шли поставленные им не только шедевры русской и зарубежной классики, но и оперы татарских композиторов – «Алтынчеч» и «Джалиль» Н.Жиганова, «Самат» Х.Валиуллина, «Джигангир» Р.Губайдуллина, «Кара за любовь» Б.Мулюкова. И во многих из них Даутов с блеском пел центральные партии. Огромное влияние на молодых вокалистов он оказывал своим отношением к музыке, влюбленностью в оперу – это, по его мнению, самый прекрасный вид искусства. Обожал он и классическую оперетту, ценя в ней блеск и легкость жанра в сочетании с искренностью чувств.

Органичным дополнением программы вечера стали запечатленные на кинопленке исполнение Святославом Рихтером «Ноктюрна“ Шопена в память о своем друге Ниазе Даутове, а также воспоминания о нем таких корифеев музыкального театра, как Борис Покровский и Иван Козловский.

Еще одним приношением памяти Даутова стали арии из его любимых опер Бизе, Гуно, Моцарта, Пуччини, Чайковского, Римского-Корсакова в исполнении оркестра и солистов нашего театра, гостей из Москвы, Алма- Аты, Киева, а также Чехии и Сербии.

”Ниаз Даутов, – сказал Эдуард Трескин, – наверняка бы порадовался тому, что сегодня наш театр известен в мире, что ежегодно с огромным успехом здесь проходит Международный оперный фестиваль имени Федора Шаляпина, одним из основателей которого он был, что зал всегда полон, а опера продолжает радовать зрителей и помогает им любить жизнь».

Нельзя с этим не согласиться. Однако, думается, Ниаз Курамшевич был бы и огорчен, узнав, что сегодня в репертуаре театра нет таких шедевров, как «Евгений Онегин,» «Фауст», «Чио-Чио-сан», «Отелло», которые благодаря ему долгое время были украшением казанской оперной сцены. Нет и такой заботы о взращивании молодых певцов, какую он проявлял. Свернута большая и кропотливая работа по подготовке молодого зрителя к восприятию такого сложного жанра, как опера. Поэтому лучшей памятью большому артисту стало бы возрождение этих традиций.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще