В Казани продолжаются гастроли Центрального академического театра Российской армии. Начало им положил спектакль, который за последние годы стал визитной карточкой прославленного коллектива. Это мюзикл ”Человек из Ламанчи» Дейла Вассермана и Джона Дэриона на музыку Митча Ли. В основе его бессмертный роман Сервантеса «Дон Кихот». Спектакль поставлен Юлием Гусманом, а центральные роли — автора романа и Рыцаря Печального Образа — исполняет легендарный актер, народный артист СССР Владимир Зельдин.
— Когда я получил эту роль, — признается он, — мне было уже 87 лет, и, не скрою, у меня и моих коллег были сомнения, смогу ли в таком возрасте сыграть и выдержать этот спектакль — ведь психофизическая нагрузка огромная. Но меня поддержали молодые артисты, и я им за это благодарен.
Премьера была приурочена к моему девяностолетию, и вот уже четвертый год спектакль идет с огромным успехом, а зрители сопереживают тому, что происходит на сцене. Почему? Да потому, что он очень современен, ибо у нас так называемая рыночная экономика, и человечностъ, доброта, милосердие отошли на второй план, на первый вышли деньги, а этот спектакль говорит о нравственности!
— Мне и во сне не могло присниться, что буду выступать на одной сцене с великим Владимиром Зельдиным и таким прославленным коллективом, — говорит народная артистка России и Грузии, певица Тамара Гвердцители, приглашенная на роль Альдонсы — Дульцинеи Тобосской. — Я благодарна судьбе и надеюсь, что этот образ позволит каждой женщине, увидевшей спектакль, почувствовать, что и в ней живет Дульцинея и немного Альдонса.
С самого начала спектакля «Человек из Ламанчи» действо на сцене захватывает. Владимир Зельдин, несмотря на свои 93 года, неутомим — он все время на сцене, великолепно играет и поет. И, думаю, в сердцах многих зрителей нашел отклик пронзительный и страстный монолог Дон Кихота в ответ на предложение не предаваться безумным мечтам, а видеть и принимать жизнь такой, какая она есть. «Я был солдатом, — говорит герой Владимира Зельдина, — и видел, как мои товарищи погибали на поле боя или медленно умирали под бичом надсмотрщика. Они не спрашивали, почему умирают, а спрашивали: почему им так плохо жилось? Кто ответит, что такое безумие, когда весь мир похож на сумасшедший дом, где люди страдают от одиночества? Не проще ли предаться мечтам? Это, наверное, безумие — искать сокровища там, где есть только мусор. Но выбросить жемчужину тоже безумие. А самое большое безумие — это видеть мир таким, какой он есть, и не замечать того, каким он должен быть!»
И вот последняя картина спектакля. Мы видим умирающего, но не изменившего своему девизу Дон Кихота — Сервантеса, верующего в разум и человечность и стремившегося сделать мир чуточку добрее. Эта финальная сцена — гимн человеку. И когда под чудесную музыку все участники спектакля запели песню Рыцаря Печального Образа во славу тех, кто пытается изменить мир к лучшему, весь зал встал и долго аплодисментами не отпускал со сцены исполнителей прекрасного спектакля.
— Таких оваций, такого единения зала с актерами и радости от драматического спектакля давно не было в нашем городе, — говорит известная казанская тележурналистка Лия Загидуллина. — Владимир Зельдин своим немеркнущим мастерством побуждает нас, каждого из зрителей, взглянуть на себя со стороны и подумать о том, как надо жить…
— Я поражен актерской работой Владимира Зельдина, — сказал Наиль Исламов, ландшафтный дизайнер и заядлый театрал. — То, что он до сих пор, в столь почтенном возрасте, играет на сцене, — это феноменально! Играет свободно, легко и отдает свою энергетику залу. Спасибо ему за это!