Круглый холст диаметром 120 сантиметров, тема «Колесо» и неделя времени — вот что было дано художникам, собравшимся на очередной арт-проект Елабужского государственного музея-заповедника. И они еще раз показали, что творческий человек может бесконечно интерпретировать и раскрывать заинтересовавший его образ, наполняя собственными представлениями, переживаниями, своим «я». И в простом круге они нашли столько скрытых на первый взгляд смыслов, подтекстов, что приходилось только удивляться тем поворотам, которые совершала на своем пути творческая мысль.
Круг. Солярный символ, совершенство, кольцо, бесконечность, возвращение, колесо… Дорога, путь, жизнь. Это древнейший и универсальный символ, который встречается у всех народов. У китайцев круг — это небеса, на старых монетах круг со вписанным в него квадратом символизировал союз земли и неба. У египтян крылатый круг — это встающее Солнце Ра и воскрешение. В христианстве круг символизирует Вселенскую Церковь, в исламе — свод небес. Колесо — это символ жизни, движения, борьбы и созидания человечества, говорят участники проекта, люди разных национальностей. Они приехали в Елабугу из Казани, Уфы, Оренбурга, Нижнего Тагила, Ижевска, Набережных Челнов и других городов. Как и предыдущие арт-акции музея-заповедника, осуществленные при поддержке Министерства культуры РТ и Елабужского муниципального района («Белая юрта», «Елабужский лубок»), эта тоже носила этническую окраску.
— Так проявляется наше сопротивление глобализации, унификации, — говорит один из руководителей мероприятия, художник из Елабуги Рабис Саляхов. — Такие проекты призваны пробуждать подсознательное, найти в себе частицы культурного самосознания своего народа. Мы все вроде бы одинаковые, но ведь до XXI века каждая нация дошла со своим языком, своим укладом. Это большая ценность, которую надо осознать и сохранить.
— В данном проекте от художников требовалось вписать композицию в круг, — рассказывает искусствовед, старший научный сотрудник Института языка, литературы и искусства имени Ибрагимова Ольга Улемова. — На протяжении многих столетий это было одной из сложнейших в профессиональном смысле задач, ведь обычный формат — это прямоугольник, квадрат. Но именно при решении таких задач проверяется профессионализм художников. У кого-то это получилось легко и точно, у кого-то — с некоей погрешностью. А вообще круг — это общечеловеческий символ, и кто-то сознательно, кто-то подспудно осмысливал его всю свою творческую жизнь.
…И вот в этой атмосфере появились 44 «колеса», совершенно разноплановые. И живопись, и карандашная графика, и абстрактные, орнаментальные, коллажные, ассамбляжные композиции. Рабис Саляхов, например, кроме того, что писал на холсте, создал из старых досок и колес символическую арбу, назвав произведение «Песня длиною в жизнь», по-своему обыграв тему проекта.
Автор идеи арт-акции уфимский график Салават Гилязетдинов заполнил четыре холста, вдохновившись калмыцкими напевами, звучавшими во время работы. Круг — это и форма кочевых шатров и поселений, символизирующая динамизм и постоянное движение в противовес квадратам домов, участкам земли и городам оседлых народов. Вот его картина «Степь»: бесконечное пространство ограничено кругом, и луна тоже круглая, и юрта. Воин всегда в пути, а женщина ждет любимого дома с круглой чашей кумыса, это чаша ожидания, поскольку поодиночке она не пьется. Дальше — работа «Сон»: дремлет девушка-степнячка, к ней склонились кони, уздечки образуют шатер над спящей. А это — «Кочевники». Скачут они по степи, их много, всадники повсюду, а тут, словно при взгляде в подзорную трубу (снова круг!) выхвачен один фрагмент общей картины.
Уфимец Василь Ханнанов — мастер ассамбляжа, то есть работ, в которых использованы объемные детали или целые предметы, обломки, утиль. Художник категорически против вопросов: «А что вы хотели сказать своей картиной?»
— Если бы я был литератором, я бы написал поэму, а так как я художник, у меня свой язык — язык пластики. Я пишу не для того, чтобы кому-то понравиться. Я свои проблемы решаю. А ценно то, насколько я был понят, и желательно при жизни.
В его работе «Безмолвная осень 41 года» сквозит печаль. Серая осень с остатком золота на деревьях, бьется на ветру нежное платьице в цветочек. Его хозяйка, возможно, давно надела военную форму, и как по ней пройдется колесо времени, никто не знает… Такой эффект, а всего-то старая, найденная в сарае осенняя фотография и приклеенное к холсту самое настоящее платье. Автор надеется, что его работы переживут века. Может, этому платью всего лет 10-20, но через 500 лет кого это будет интересовать… Все равно это платье XX века, и трагедия относится к XX веку. Еще он принес с помойки старую деревянную калитку и превратил ее в произведение искусства:
— Жаль было, что ворота сгниют, они ведь делались чьими-то руками и столько лет отслужили, через пятьдесят лет таких уже никто не сделает. Все-таки это время, застывшая эпоха. А вот вы, когда представляете ворота, о чем думаете? Вы из них выходите или возвращаетесь? Это же тоже колесо странствий.
Самым дальним участником оказался Герман Травников из Кургана. Выяснилось, что он был знаком с Анастасией, сестрой Марины Цветаевой, поэтому побывать в Елабуге мечтал давно. С Анастасией он познакомился в 1950-е годы в Сибири, где та отбывала ссылку. Там, в Новосибирской области, мальчику дали первые уроки живописи, что определило его жизненный путь, и сделали это тоже ссыльные.
Жюри было непросто выбрать победителя ввиду разнообразия техник исполнения. В итоге премию в 25 тысяч рублей было решено поделить. Победителем проекта и обладателем 15 тысяч рублей стал Василь Ханнанов. Еще по 5 тысяч досталось Юрию Лобанову из Ижевска и елабужанину Рабису Саляхову.
— Художники играют здесь как дети, — делится искусствовед из Казани Рауза Султанова. — Очень интересно наблюдать этот процесс с его зарождения, видеть, как появляются новые смыслы, переживания. Я бы привела сюда всех людей, сидящих в официальных кабинетах. Может быть, они бы совсем по-другому взглянули на свою жизнь. Сюда приходили дети на мастер-классы, кто-то из них впервые увидел, как любая вещь, которая валяется под ногами, может стать в руках художника произведением искусства, как человек наполняет пространство своим присутствием. Мы, к сожалению, об этом забыли, поэтому у нас среда такая обезличенная, интерьеры такие однотипные.
Подобные проекты в Елабуге выросли из симпозиумов по современной живописи, когда художники из разных регионов приезжали и писали городские пейзажи. Но возникла потребность выйти за традиционные рамки, сотворить что-то оригинальное, говорит директор музея-заповедника и вдохновитель проектов Гульзада Руденко. Постепенно в Елабуге накапливается уникальная коллекция современной живописи, и у города уже не провинциальный взгляд на искусство, считает Салават Гилязетдинов. Ему вторят искусствоведы: то, что здесь происходит, для нашего региона оказалось новым. Инсталляции, перформансы и хеппенинги, которыми сопровождается открытие выставок по завершении проектов, — эти современные способы выражения искусства в нашем художественном пространстве нечасто встречались. А Елабуга оказалась открытой для новаций.