И кураж, и вдохновение

Завершившийся в Казани XXI Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева подарил нам напоследок не традиционный гала-концерт, а своеобразный гала – балет, который достойно увенчал этот праздник хореографического искусства.

Автор статьи: Армен МАЛАХАЛЬЦЕВ

Завершившийся в Казани XXI Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева подарил нам напоследок не традиционный гала-концерт, а своеобразный гала – балет, который достойно увенчал этот праздник хореографического искусства.   Впервые Нуриевский фестиваль завершился настоящим парадом звезд балета Большого театра России, лондонского   Королевского балета, парижской Гранд Опера, Венской   оперы и других крупнейших театров Европы.

 Особенно трогательными были пролог и эпилог спектакля: музыка Рахманинова сопровождала легендарный   дуэт Рудольфа Нуриева и Марго Фонтейн, их первую встречу, творческое содружество, любовь и горькое расставание… Их роли прекрасно исполнили выпускники Санкт-Петербургского хореографического училища, а ныне ведущие солисты балета Венской оперы Ольга Есина и Владимир Шишов.

– Рудольф Нуриев – наш кумир, – сказали они в беседе с нашим корреспондентом, – и танцевать партии Рудольфа и Марго для нас большая честь и ответственность. Так что мы изрядно волновались. А готовили эту композицию с хореографом Вакилем Усмановым три месяца. Прочли массу книг, просмотрели все известные видео, запечатлевшие этот непревзойденный дуэт. Наверно, удачно станцевать нам помогло и то, что мы – муж и жена и любим друг друга.

Невозможно рассказать обо всех участниках заключительного представления. Но отметим, что особенно горячо публика встретила молодого и талантливого солиста балета Венской оперы Даниила Симкина, станцевавшего сольный номер, а с очаровательной японской балериной Мики Хаманака – дуэт Базиля и Китри из "Дон Кихота". Великолепны были и солисты Берлинского балета   Шоко Накамура и Рональд Савкович в па-де-де из "Спящей красавицы", прима и премьер балета Большого театра России Мария Александрова и Дмитрий Гуданов, исполнившие классическое па-де-де на музыку Обера, а также их коллеги Наталья Осипова и Иван Васильев, блистательно станцевавшие па-де-де из балета "Пламя Парижа". Наталью Осипову мы уже представляли нашим читателям, а Иван Васильев – выпускник Белорусского хореографического училища, ныне танцующий на престижных сценах мира. Но Казань в его творческой биографии занимает особое место.

– Никогда не забуду, – сказал он, – что в год окончания училища именно в Казани я стал победителем Международного юношеского балетного конкурса. А также о том, что мои первые гастроли начались с Нуриевского фестиваля. И вот я снова здесь и вновь испытываю огромную радость.

Гимном первой юношеской любви стало исполнение номера "Как снег на солнце" Фридманом Фогелем из Штутгарта и Бриджит Брайнер из Дрездена. Очень тепло встретила публика и номер "Стамбул, 1920-й" в память о трагической судьбе белой эмиграции. Интересно, что Вакиль Усманов поставил этот очень сложный номер двадцать лет тому назад для молодого талантливого танцовщика Андрея Симкина (отца Даниила), и вот только сейчас хореограф смог найти второго исполнителя – одаренного солиста балета Венской оперы Дениса Черевичко.

Чудесными и завораживающими были и стремительные пляски из "Вальпургиевой ночи", где солировали Наталья Ледовская и Михаил Пухов из Москвы, а также наш молодой танцовщик Руслан Савденов. 

– Руслан – танцовщик международного уровня, очень эмоциональный и выразительный, – так оценил его профессор Вакиль Усманов. – У него поистине "говорящее тело" и великолепная техника. 

– Должен сказать, – продолжает Вакиль Александрович, – что у вас очень хорошая труппа. В этом заслуга ее руководителя Владимира Яковлева и педагогов-репетиторов. Работать с такой труппой – одно удовольствие. А еще нас поразила великолепная организация творческого процесса в вашем театре. Поверьте, мне есть с чем сравнивать, в Европе такой четкой организации нигде не встречал. 

Своими впечатлениями поделились и другие гости фестиваля.

– Нынешний Нуриевский фестиваль, – сказала   доцент ГИТИСа и Российской академии танца Юлия Большакова, – еще раз доказал, что ваш театр сегодня находится на подъеме. Здесь замечательный классический репертуар, и он дает жизнь лучшим образцам балетного искусства.   Хороши и солисты, и кордебалет. Это важно и для приглашенных солистов, ибо они танцуют с очень хорошим ансамблем.   Созвездие талантов на фестивале, чудный струнный ансамбль, играющий в антракте, великолепная выставка, посвященная Рудольфу Нуриеву в фойе театра, – все это дает ощущение настоящего праздника. И, на мой взгляд, среди всех балетных фестивалей в нашей стране Нуриевский в Казани – номер один в России.

– Уровень нынешнего Нуриевского фестиваля очень высок, – говорит Александр Хоффман, в прошлом соратник и друг Нуриева, а ныне консул ЮНЕСКО в Германии и Франции по вопросам хореографии. – И очень хорошо, что на этот раз пригласили столько высококлассных солистов из-за рубежа. Публика воочию видит, каковы различия между школами, направлениями и стилями в хореографии. Очень рад, что вновь на Нуриевский фестиваль пригласили и меня.

– А меня любовью к опере и балету "заразила" моя жена Наташа, – признался один из зрителей, ландшафтный дизайнер Наиль Исламов.   – Мы бываем на всех премьерах, Шаляпинском и Нуриевском фестивалях. А нынешний, на мой взгляд, особенный. Все артисты, что называется, "поймали кураж" и свое вдохновение   передали нам, зрителям. Мы впервые увидели целое созвездие мастеров лучших европейских театров и убедились, что наша труппа вполне соответствует их уровню. Особенно понравились восходящие звезды – Наталья Осипова и Даниил Симкин. Я далек от балета, но уверен, что такие танцовщики покорят любого.  

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще