ХХI Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева близится к завершению. “Спящая красавица” и другие спектакли, в которых в свое время блистал великий танцовщик, проходили в театре им. М.Джалиля с аншлагом под громкие аплодисменты зрителей. Но, пожалуй, поистине триумфально прошли “Корсар” и “Жизель” А.Адана, “Лебединое озеро” П.Чайковского, “Дон Кихот” и “Баядерка” Л.Минкуса.
Нуриевский фестиваль – всегда большое событие. И не только потому, что он собирает мастеров хореографии высочайшего класса из ведущих театров России, ближнего и дальнего зарубежья и это позволяет нам, не выезжая из Казани, насладиться мастерством звезд мирового балета. Славен этот фестиваль и тем, что неизменно дарит радость открытия новых талантов. Так было и на этот раз. И одно из поразительных открытий нынешнего фестиваля – это прима-балерина Большого театра России Наталья Осипова, которую мы увидели в партии Жизели.
Наташа Осипова, несмотря на молодость, – обладательница многих престижных наград. Среди них – Гран-при международных конкурсов в Москве и Люксембурге, приз журнала “Балет” “Душа танца” в номинации “Восходящая звезда”. В этом году в Великобритании ее признали лучшей балериной в номинации “Классический балет”, а на родине она была удостоена Национальной театральной премии “Золотая Маска”.
Наташа необычайно талантлива, в чем смогли убедиться все, кто был на фестивальном спектакле с ее участием. Ее Жизель покорила искренностью, непосредственностью, душевностью… Балерина танцует с упоением.
После спектакля, несмотря на усталость, балерина охотно дала интервью нашему корреспонденту.
– На мой взгляд, это один из самых сложных балетов классического наследия, особенно первый акт. Когда я стала готовить за месяц до спектакля партию Жизели, чтобы сделать это глубоко и по-настоящему, то почувствовала, что немножечко схожу с ума. А второй акт совершенно другой – там вся сложность в пластике, потому что тебя как будто уже нет, ты призрак, но призрак, который несет в себе огромную силу любви. “Жизель” для меня – очень духовный балет. Станцевав его, я почувствовала, что повзрослела и очень многое в себе открыла. Поняла и то, что техника в балете – не самое главное.
– Интересно, насколько образ Жизели соответствует вашему характеру и мироощущению?
– Сначала я думала, что этот балет мне не подходит и мне будет тяжело в нем. Но, уже работая над спектаклем, поняла, что чем-то похожа на свою героиню. Если я что-то люблю и дорожу этим, то отдаюсь на сто процентов. Так же, как и Жизель. А вот когда полюблю кого-то так же сильно, как и она, то все же надеюсь, что у меня это закончится не трагически (улыбается).
– Наташа, с каким чувством вы ехали на Нуриевский фестиваль?
– С большим удовольствием, потому что Рудольф Нуриев для меня – самый грандиозный танцовщик. Я большая его поклонница, а дуэт Нуриев-Фонтейн, по-моему, еще никто не превзошел.
– У него был невероятный магнетизм, и когда он выходил на сцену, от него, как мне кажется, просто невозможно было отвести взгляд. Есть много прекрасных, харизматичных танцовщиков, но он был королем и богом на сцене.
– Марина Кондратьева, в прошлом знаменитая балерина, народная артистка СССР. Она была замечательной Жизелью.
– Этого очень хотели мои родители, а я поначалу больше любила художественную гимнастику. Это потом танцевать стало для меня смыслом жизни.
– Пришла туда после Московской академии хореографии. Сначала приняли в кордебалет, но уже через три недели получила первую сольную партию – па-де-де из первого акта “Жизели”. С тех пор прошло уже четыре года. Репертуар у меня большой: Гамзатти, Китри, Медора, Жизель…
– Люблю все, но особенно Китри в “Дон Кихоте”, Жизель и Сильфиду, с которой начался мой путь как солистки балета.
– Вы были в числе первых исполнительниц в балетах Шостаковича “Болт”, Стравинского “Игра в карты” и других экспериментальных постановках. Трудно быть первопроходцем?
– Вы много гастролируете по миру, танцевали в Гаване, Хьюстоне, Монте-Карло… А что для вас выступление в Казани?
– Я очень рада знакомству с вашей талантливой труппой и дружелюбной публикой. Танцевала здесь с удовольствием и чувствовала, что происходит взаимообмен энергией со зрителями. И танцевала, как всегда, не для себя, а для них.