Так лаконично и вместе с тем емко озаглавил свою новую, недавно увидевшую свет книгу Георгий Кантор – известный казанский музыковед, знаток музыкальной жизни нашего города, прекрасно владеющий не только словом, но и пером. Сейчас автор живет в Израиле, но часто приезжает в Казань и участвует в знаменательных событиях ее культурной жизни. Так было, скажем, в дни празднования столетия со дня рождения Натана Рахлина и проведения Международного фестиваля его имени.
"Исследовательские очерки" – таков подзаголовок книги – отличаются всесторонним анализом музыкальной жизни Казани, яркими характеристиками ее ведущих деятелей, чему, несомненно, способствовало то, что Г.Кантор в течение полувека находился в гуще многих культурных событий, преподавал в Казанской консерватории, был непревзойденным ведущим многих концертных программ. Он лично знал многих артистов и музыкантов и творчески контактировал с ними. Но не только в этом ценность книги. Впечатляет богатая источниковедческая база, на которую опирается автор. Кроме собственных опубликованных книг и статей, а также дипломных и диссертационных работ, выполненных под научным руководством профессора Г.Кантора, он широко использовал и результаты исследований своих коллег – татарских музыковедов. Ценным подспорьем стала и дореволюционная пресса, что позволило достаточно широко осветить состояние и уровень музыкальной жизни в дооктябрьский период, выявить неизвестные факты, а читателю – совершить вместе с автором экскурс по Казани ХIХ века. Тем очевиднее внушительные изменения в ее культурном облике двадцатого столетия.
Колоссальный рост творческой интеллигенции, в том числе и татарской, вместе с открытием новых театров, филармонии, консерватории и других специализированных учебных заведений в области искусства, сформировали высокий тонус музыкальной жизни Казани. В книге дана всеохватывающая, масштабная ее панорама. При этом речь идет не только о состоянии оперного искусства, не только о создании и деятельности известных творческих коллективов: Симфонического оркестра, камерного "Ла Примавера", струнного квартета, ансамбля фольклорной музыки. Георгий Кантор подробно исследует эволюцию музыкального образования в Казани, историю и многогранную деятельность Союза композиторов Татарстана, включая такие его масштабные акции, как международный фестиваль "Европа-Азия", фестивали музыки народов Поволжья и Приуралья, авторские концерты Софии Губайдулиной и другие. В книге автором, пожалуй, впервые предпринята удачная попытка показать также и развитие музыкальной критики. И он делает вывод, что к концу XX века в Казани сложилась солидная музыковедческая школа, характеризует ее научную проблематику, а также приводит список ведущих казанских музыковедов-ученых с указанием их важнейших трудов.
Читатель также найдет в книге историю оперного искусства в дореволюционной Казани, подробный рассказ о деятельности Татарского государственного академического театра оперы и балета им. М.Джалиля с творческими портретами его дирижеров, режиссеров, балетмейстеров и ведущих солистов. Большое внимание автор уделил и многогранной деятельности Татгосфилармонии им. Г.Тукая. При этом автор подчеркивает, что это самая крупная национальная российская филармония, в деятельности которой значительное место занимает систематическая пропаганда национальной музыки.
Несомненным достоинством, на наш взгляд, является и то, что книга рассказывает о музыкальных деятелях, педагогах, артистах Казани, чьи имена незаслуженно были преданы забвению.
Весьма ценным является и справочный материал в приложениях к книге. В частности, здесь даны программы первых, еще дореволюционных, симфонических концертов в Казани, репертуар Татарского государственного академического театра оперы и балета им. М.Джалиля, Государственного симфонического оркестра за многие годы. А в приложении "Маленькая хрестоматия" – фрагменты некоторых рецензий дореволюционного, советского и постсоветского периодов на концерты, спектакли, в том числе Шаляпинского и Нуриевского фестивалей.
Наконец, еще одним достоинством книги является богатый иллюстративный материал, почерпнутый из фондов Татгосфилармонии, Казанской консерватории и частных коллекций. Причем ряд снимков публикуется впервые.
История музыкальной жизни Казани в XX веке поучительна. Она, в частности, свидетельствует о том, что казанцам есть чем гордиться в этой области. Напоминает она и о сложившихся здесь традициях, многие из которых было бы полезно возродить в наш меркантильный век. Например, организацию общедоступных спектаклей и концертов, в том числе и шефских, а в театре оперы и балета – воскресных утренних спектаклей для детей и школьников из районов республики.
В предисловии автор признается, что не считает свое исследование исчерпывающим, однако несомненно, что оно является существенным вкладом в историю музыкальной жизни одного из крупнейших российских культурных центров, каковым в XX веке стала Казань, и представляет интерес для широкого круга читателей, а не только специалистов. Изданная скромным тиражом в пятьсот экземпляров, новая книга Георгия Кантора очень скоро станет библиографической редкостью. Поэтому, на наш взгляд, необходимо повторить тираж и выпустить второе издание этого интереснейшего и полезного исследования.