Аристократ духа

Подавляющее большинство татарских писателей – выходцы из деревни.

Автор статьи: Рафаэль МУСТАФИН

Подавляющее большинство татарских писателей – выходцы из деревни. Мигранты в первом поколении. Это и неудивительно – ведь татарский язык во всей его чистоте и первозданной свежести сохранился именно в деревне. Город выхолащивает национальный дух. Поэтому даже дети татарских писателей, выросшие в городе, говорят и пишут в основном по-русски. Самая сильная сторона выходцев из деревни – это глубинная, корневая связь с народной стихией, национальными традициями, обычаями и, конечно же, с чистым, истинно татарским языком. Но в то же время в них незримым налетом чувствуется что-то деревенское. И это невытравимо.


Пожалуй одно из немногих исключений – поэт Нури Арсланов (1912-1991).


Он был хорошим, плодотворно работающим поэтом, талант которого в полную силу раскрылся именно в последние годы, когда ему было уже под шестьдесят. Ранние его поэмы (а их больше десятка) кажутся мне несколько растянутыми, описательными, лишенными подлинного поэтического накала, хотя в свое время они были тепло встречены и критикой, и читателями. А вот поздние лирические стихи поражают своей философской глубиной, удивительно органичным сочетанием западных и восточных традиций. Эти стихи, как принято выражаться, навсегда вошли в сокровищницу татарской поэзии.


Но я не об этом, а о Нури Арсланове как о человеке. Мы с ним несколько лет вместе работали в редакции журнала “Казан утлары”, сидели в одной комнате. И я с первых дней отметил присущий ему особый шарм, своего рода аристократизм.


Здесь требуется небольшое уточнение – что я понимаю под аристократизмом?


По-моему, истинный аристократизм – не в дворянском происхождении и родовых имениях. Он – в умении ценить то, что дороже материальных благ, жизненных успехов и даже самой жизни. Истинный аристократ презирает и отвергает все эти блага, если дело касается его чести, доброго имени, человеческого достоинства. Постоянно, ежеминутно быть в согласии с внутренним кодексом чести – вот что самое главное для аристократа по духу. Остальное – суета сует, опускаться до которой он считает ниже своего достоинства.


В годы советской власти с аристократами вели непримиримую борьбу не на жизнь, а на смерть. В лучшем случае их высылали из страны, но чаще расстреливали, ссылали в Сибирь. А само понятие “аристократизм” беспощадно высмеивали. Неудивительно, что аристократизма в нас почти не осталось – одно сплошное плебейство.


А вот Нури-ага и в этих условиях смог остаться человеком чести.


Даже его внешность была весьма примечательной. Крупный, осанистый… Всегда безукоризненно одетый: костюм-тройка, сшитый в хорошем ателье, галстук – “бабочка”, трость с причудливым набалдашником чуть ли не из слоновой кости. Движения неторопливые, походка вальяжная. Глядя на него, невольно думалось: наверное, именно так держали себя татарские аристократы. Такие как золотопромышленники Рамиевы, фабриканты Акчурины… И это, в общем-то, было недалеко от истины.


Да, это был аристократ до мозга костей. Немного даже барственный. В этом плане напрашивается аналогия с советским писателем и дворянином по крови Алексеем Толстым. У него, рассказывают, был старый и верный слуга. Когда писателя не было дома, он снимал трубку и отвечал на телефонные звонки:


– Его сиятельство на партийном собрании…


Нури-ага и в самом деле не был “деревенщиной”. Он родился в Петропавловске (Казахстан), а вырос в смешанном казахско-русско-татарском городе Кокчетаве в рабочей семье. С детства увлекался живописью и окончил знаменитый своими традициями Казанский техникум искусств по классу рисунка. Преподавал рисование в школах, работал художником-оформителем в редакциях и издательствах. Много ездил по стране – объехал почти всю Среднюю Азию и Дальний Восток. Одним словом, это был хорошо образованный и глубоко интеллигентный человек с тонким художественным вкусом. Вот эта живописность, яркость и сочность красок отчетливо чувствуются и в его стихах.


Зная Нури Арсланова много лет, я не могу припомнить с его стороны ни одного неэтичного поступка, ни одного грубого или лживого слова. Ненормативной лексики, в отличие от многих, он вообще не признавал.


При этом любил жизнь во всех ее проявлениях. Был неравнодушен к женщинам и, самое главное, умел очень красиво ухаживать. Даже заходя к редакционным машинисткам, старался прихватить с собой цветы или шоколадные конфеты. Обожал классическую музыку, много читал. Пьяным я его никогда не видел. Если он и участвовал в застольях по случаю больших праздников, то пил только марочный коньяк. Глушить водку считал ниже своего достоинства – даже “на халяву”.


Глядя на него, как-то не верилось, что этот холеный, вальяжный человек прошел всю финскую войну, а в Великую Отечественную был командиром роты, получил тяжелое ранение, месяцами валялся в госпиталях, награжден боевыми орденами и медалями. Иной раз он рассказывал, как воевал под Ржевом, ночевал в сырых, залитых водой окопах под грохот разрывов. За месяц-другой его рота теряла две трети своего состава. Приходило новое пополнение, и вскоре повторялось то же самое. Однако война не огрубила его, не вытравила присущего ему природного аристократизма.


Этот аристократизм явно ощутим и в творчестве поэта. Его поэмы “Любовь” (1942), “Русская девушка” (1943), стихотворная легенда “Дочь бури” (1954) считаются этапными в становлении этого жанра татарской литературы. Нури Арсланов много и плодотворно занимался переводами классиков мировой литературы. Благодаря ему по-татарски зазвучали многие произведения Омара Хайяма, Хафиза, Махтума Кули, Абая, Гете, Байрона, Пушкина и др. И это не отдельные стихи, а целые книги, и каждая объемом в несколько тысяч строк.


Наряду с этим Нури Газизович получил признание и как талантливый детский поэт. Его стихи для детей отличаются занимательностью, сюжетностью, прозрачностью слога. На его произведениях выросло несколько поколений татарской детворы. Только вот русские читатели его творчество почти не знают. Во многом этому помешала природная скромность поэта. Он не пробивал своих книг и не хлопотал о переводах. Так что в этом отношении иные менее талантливые, но более пробивные коллеги по перу его “обскакали”.


19 сентября исполняется 95 лет со дня рождения лауреата Государственной премии РТ им.Г.Тукая, талантливого татарского поэта Нури Арсланова. Дата пусть и не круглая, но она служит напоминанием, что уже сейчас пора готовиться к предстоящему столетию поэта: выпустить томик избранных произведений, диск с записями его песен, сборник воспоминаний о нем…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще