“Или мир я изменю сегодня, или сам сегодня изменюсь”

На мой взгляд, главная беда нашей современности даже не в бескультурье, а в поверхностности этой самой культуры.

Автор статьи: Рафаэль МУСТАФИН

На мой взгляд, главная беда нашей современности даже не в бескультурье, а в поверхностности этой самой культуры. Культурный слой у многих настолько тонок, почти прозрачен – поскреби немного, и перед тобою предстанет питекантроп, силой отнимающий то, что ему приглянется, считающий врагами всех, кто не принадлежит к его племени.


Когда я читаю стихи Разиля Валеева, я думаю именно об этом – о внутренней культуре нашего современника, то есть о том, что, собственно, и отличает цивилизованного человека от дикаря. В стихах Р.Валеева настойчиво повторяется мысль о том, что культура человека – это его приобщенность к достижениям как своей национальной, так и всей мировой цивилизации, всего просвещенного человечества. Причем прежде всего к коренным нравственным ценностям, моральным убеждениям. Поэт уверен, что задача поэзии в том и состоит, чтобы лучшее из того, что выработало человечество за долгие века и тысячелетия, стало внутренним достоянием каждого конкретного человека.


Культура может быть религиозной или атеистической, городской или деревенской, чисто национальной или общемировой. Она может опираться на внутреннее чутье или книжные знания. Самое главное, чтобы у человека была прочно усвоенная и ставшая внутренним достоянием шкала ценностей, то есть то, что принято называть совестью. Именно к этому, казалось бы, эфемерному, понятию то и дело обращается поэт в своих произведениях. Он уверен, что усвоение нравственных ценностей должно начинаться с раннего детства. Усвоить самые простые, даже банальные истины – чтобы идти дальше. Ведь жизнь-то одна! Как же прожить ее, если ты душой остался на уровне каменного века? Вот почему в творчестве Разиля Валеева такое большое место занимают стихи для детей. Это предельно простые, искренние и добрые строчки, зачастую согретые мягкой улыбкой, без назидательности и скучного морализаторства.


И все же главный пласт творческого наследия Р.Валеева составляют не стихи для детей, а прежде всего тексты песен. Их у него больше ста – я имею в виду те, что вошли в народ и стали самыми популярными. Музыку на его слова написали такие талантливые композиторы, как Ф.Ахметов, Р.Яхин, М.Яруллин, Р.Абдуллин, Л.Батыр-Булгари, Р.Ахиярова, Ш.Тимербулатов и др. Тексты эти публиковались неоднократно. Последнее издание, вышедшее в издательстве “Рухият” и снабженное нотами, называется “Ядкарь”, что означает “Память”. Эта любовно изданная и отлично иллюстрированная книга выдвинута Союзом писателей Татарстана на соискание Государственной премии имени Габдуллы Тукая нынешнего года.


Автор книги “Память” убежден, что в песне живет душа народа. Даже те, кто по тем или иным причинам утратил родной язык и отошел от татарской культуры, все же тянутся к национальной песне. По словам Р.Валеева, каждый раз, выезжая за рубеж, он берет с собой кассеты с записями татарских песен – как своих, так и чужих. Лучшего подарка для представителей татарской диаспоры за границей не придумаешь. Люди, давно оторванные от своей исторической родины, слушают эти песни со слезами на глазах.


Именно через задушевную лирическую песню поэт прививает слушателям элементарные понятия о чести, совести, человеческом достоинстве, любви к своему народу и своей Родине. Достаточно вспомнить хотя бы его знаменитую песню “Ватаным”, ставшую своего рода гимном татарского народа.


Но и песни – только малая часть поэтического творчества Р.Валеева. За полвека творческой деятельности он издал десятки поэтических сборников, каждый из которых стал своего рода вкладом в духовную культуру татарского народа. Автор в своих стихах творит свой поэтический мир – вторую реальность. В этом многообразном мире есть место и страстному политическому призыву, и тихому нежному вздоху. Его стихи рассчитаны не на эстетствующих ценителей, а на самого обычного рядового читателя. В них нет никаких выкрутасов, никаких модных “измов”. Все предельно просто. Но в то же время в них всегда есть немного неба, то есть простора для мысли и воображения читателя. При всей кажущейся простоте поэт умеет избегать стертых образов и автоматизированных поэтических приемов.


Широта творческого диапазона позволяет поэту свободно переходить от исповедального монолога к доверительному рассказу о себе и своих сокровенных чувствах и мыслях. Задачу настоящей поэзии автор видит в том, чтобы изменить мир к лучшему:


Или мир я изменю


сегодня,


Или сам сегодня


изменюсь…


Есть поэты, целиком погруженные в мир чувств. И есть художники интеллектуального склада, выдвигающие на первый план мысли и идеи. Разиля Валеева критики справедливо называют поэтом страстной мысли. В каждом его стихотворении провозглашается какая-то мысль. Но мысль, согретая жаром сердца. Каждое стихотворение – своего рода маленькая вспышка, рожденная органическим сплавом мысли и чувства. Чувства поэта предельно обнажены. Чеканные строки сами словно бы просятся на музыку. Вот это умение сплавлять слово и музыку тоже одна из характерных особенностей поэта.


Когда читаешь его стихи, перед тобой встает образ человека твердых моральных устоев и философской глубины. Автор предстает перед читателями мягким, добрым, лиричным. Но в то же время несгибаемо твердым в отстаивании своих убеждений. Привлекает его внутренняя независимость даже в вязкие годы застоя. Так что со сменой идеологических ориентиров ничего из его сборников выкидывать не приходится. Литературоведы любят рассуждать об этапах творческого пути того или иного автора. Но творчество Р.Валеева на редкость едино, цельно. Его поэтический дар был с ним изначально. Растет лишь поэтическое мастерство, образная изощренность, постепенно накапливается жизненный опыт и мудрость. При этом даже в самых поздних своих стихах автор остается вечно молодым. Чувства его все так же горячи и изначальны.


До сих пор я говорил о поэзии Р. Валеева. Но он и талантливый, активно работающий прозаик. И на соискание Государственной премии им. Г.Тукая, помимо сборника песен, выдвинута его прозаическая книга “Старые часы ходят верно”. В нее вошло несколько небольших по объему, но очень емких повестей, написанных в разные годы и изданных Татарским книжным издательством годом раньше. В прозе Р.Валеева преобладают те же излюбленные темы – любовь к родной земле и ее простым трудовым людям, охрана природы, тревога за судьбу татарского языка и национальной культуры.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще