“Дон Жуан” без скуки

В театре им.

Автор статьи: Армен МАЛАХАЛЬЦЕВ

В театре им.М.Джалиля при аншлаге прошли премьерные спектакли оперы “Дон Жуан” В.Моцарта. Это событие знаменательно и тем, что произошло оно в год 250-летия со дня рождения гениального композитора, и тем, что теперь в репертуаре нашего театра значатся все три шедевра Моцарта – “Свадьба Фигаро”, “Волшебная флейта” и “Дон Жуан”. И, наконец, тем, что эта премьера фактически положила начало Международному музыкальному фестивалю “Ты, Моцарт, Бог…”. А продолжением его станет цикл концертов, которые пройдут в БКЗ им.С.Сайдашева с участием известных музыкантов, хоров и солистов Казани, Москвы и дальнего зарубежья.


Завораживающая музыка оперы, ее безукоризненное исполнение оркестром театра под управлением Марко Боэми, прекрасные голоса и актерское мастерство солистов, оригинальная сценография с использованием компьютерных технологий – все это позволило интересно и ярко воссоздать “веселую драму” (“dramma giocosa”), как определил жанр этой оперы сам Моцарт. Правда, нидерландский режиссер Дэвид Принс, следуя западной моде, постарался осовременить оперу XVIII века. Но, к счастью, новейший фотоаппарат в руках Лепорелло, выдающий моментально снимки, бейсболка на голове и баночка пепси-колы в руках дона Жуана, современные костюмы, шляпы и платья в горошек, соседствующие с кринолинами, а автомат Калашникова – со шпагой, – все это не отвлекло внимание зрителей от истории людей, наделенных сильными характерами и страстями.


Образ атеиста и эпикурейца дона Жуана воплотили итальянец Габриэле Рибис, признанный лучшим в мире исполнителем этой партии, и молодой солист Мариинского театра Эдуард Цанга. Впервые мы увидели на казанской сцене целый десант артистов из Софии. Это Радостина Николаева – трагически величественная донна Анна (в этой партии хороша была и восходящая звезда Мариинки Мария Людько), Николай Моцов – дон Оттавио и Петер Найденов-Командор – статный красавец с чудесным басом.


Образ обманутой, страдающей, но все еще любящей своего обольстителя донны Эльвиры создала Жанна Афанасьева – солистка петербургского театра “Зазеркалье”, а кокетливой и простодушной Церлины – Зоя Церерина, обаятельная и талантливая актриса Камерного музыкального театра “Санкт-Петербург-Опера”. И особый успех выпал на долю одного из лучших российских басов “буффо”, солиста Большого театра Владимира Огнева в партии Лепорелло. Порадовал в этой же роли и молодой казанский солист Александр Минченко.


– Я очень люблю Моцарта, – сказал нашему корреспонденту Николай Моцов. – Это уникальный композитор, музыка у него, можно сказать, космическая, и мне ее легко петь. Здесь, на вашей сцене, я еще раз порадовался тому, что стал певцом и могу доставить удовольствие публике. В этом мое призвание.


А Эдуард Цанга (на снимке) на вопрос, как он относится к своему герою, ответил:


– Если раньше, до своей женитьбы, я считал дона Жуана ловеласом и бабником, то сейчас воспринимаю его как злодея, для которого любовь превратилась в некое подобие спорта. Он просто издевается над женщинами, имена которых коллекционирует, пополняя список своих побед. И в конце концов заслуженно попадает в ад.


На взгляд Владимира Огнева, этот спектакль – блестящее шоу.


– Я уже пел на вашей сцене Фальстафа и Бартоло, – сказал он, – а партию Лепорелло специально подготовил для этого спектакля и дебютировал в нем. Слуга дона Жуана – симпатичный малый, он неглуп, отважен и даже дерзок: решив было уйти от хозяина, а потом передумав, Лепорелло требует от дона Жуана: “Оставьте женщин!” И если дон Жуан, используя людей в своих эгоистичных интересах, идет напролом, то Лепорелло никогда не переступает ту грань в отношениях с людьми, которую с легкостью переходит его хозяин.


Рассказ о премьере стоит завершить отзывом продюсера Питера Ультея (Нидерланды). Он не скрывал своего восхищения новой работой нашего театра:


– В отличие от “Дона Жуана” в театре “Метрополитен опера” и на сценах Западной Европы, где есть и пышные декорации, и красивые костюмы моцартовской эпохи, и знаменитые певцы, но скука такая, что я засыпал, в постановке Дэвида Принса все живет полнокровной жизнью, все в динамике… Словом, скучать не приходится. В сентябре этот спектакль увидят у нас, в Нидерландах, и, не сомневаюсь, примут его с восторгом, как приняли и предыдущий – моцартовскую “Волшебную флейту”.


 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще