Завершившийся в Казани XIX Международный фестиваль классического балета им. Рудольфа Нуриева прошел с огромным успехом, а по звездному составу и числу участников из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и дальнего зарубежья он превзошел предыдущие. Необычным был и гала-концерт по разнообразию балетной музыки, хореографии, стилей и направлений.
Особой благодарности заслуживает то, что в нем были великолепно представлены творения юбиляров этого года – Вольфганга Амадея Моцарта (хореографический номер на тему его “Реквиема”), Дмитрия Шостаковича (сцены из его балетов) и Габдуллы Тукая (сцена из балета “Шурале” по его одноименной поэме). А ведущие солисты нашей труппы специально для этого концерта подготовили и мастерски исполнили новые балетные номера на музыку Свиридова и Шостаковича.
Нынешний праздник хореографического искусства подарил нам немало открытий. Одной из сенсаций на фестивале стало чудесное исполнение сложнейшей партии принцессы Авроры в балете “Спящая красавица” юной Евгенией Образцовой, восходящей звездой Мариинского театра и золотым призером Х Международного конкурса артистов балета в Москве.
– Мне очень повезло в том, – сказала она, – что в мою творческую жизнь вошли люди, близко знавшие Рудольфа Нуриева, имя которого для меня свято. Его партнером на сцене Кировского (ныне Мариинского) театра и большим другом была Нинель Кургапкина – мой педагог-репетитор, именно с ней я готовила и партию Авроры. То же можно сказать и о Карле Фраччи, поставившей в Риме балет Прокофьева “Золушка” и пригласившей меня на заглавную роль, и о ее супруге Лучано Каннито, постановщике балета “Фауст”, в котором я танцевала Маргариту. Другом Рудольфа Нуриева был и замечательный хореограф Пьер Лакотт, который поставил в нашем театре балет “Ундина” и доверил мне главную партию. И я горжусь тем, что мне посчастливилось работать с друзьями гениального танцовщика.
– Женя, а почему вы выбрали профессию балерины?
– Признаюсь, что желания стать ею у меня поначалу не было, хотя мои родители – артисты балета и танцевали в Санкт-Петербургском театре имени Мусоргского четверть века. На первых порах в Вагановском хореографическом училище я ленилась, но к концу второго класса со мной произошла разительная перемена благодаря моему педагогу Николаю Ивановичу Тигунову. Я влюбилась в балет, стала его фанатом и не вылезала из репетиционного зала. Танцевать стало моим единственным желанием. Стала и целеустремленной. Еще в училище, участвуя в конкурсе имени Вагановой, заняла второе место, а на взрослом в Москве получила “золото”. Моя мечта осуществилась.
– Трудно поверить, что сегодня вы только второй раз танцевали Аврору, настолько совершенен образ, созданный вами.
– Тем не менее это действительно так. А впервые эту партию станцевала во Флориде, в Америке. Меня пригласили бывшие танцовщики Мариинского театра, живущие там, Жанна Кирова и Борис Шепелев. У них своя школа, в спектаклях участвуют их ученики, а на роли солистов они приглашают артистов со стороны.
– Что дает вам балет?
– Возможность выразить свои чувства. На сцене получаю удовольствие и огромное удовлетворение, и, знаете, происходит какое-то духовное очищение.
– А как вы чувствуете себя у нас?
– Рудольф Нуриев – мой кумир, и участие в фестивале его имени – это для меня счастье огромное. К тому же приезд в Казань – моя первая гастроль в России, и я чувствую себя здесь великолепно. У вас прекрасная труппа. И очень благожелательное отношение ко мне и, как успела заметить, ко всем гостям, участвующим в фестивале. Огромное за это спасибо! И буду рада станцевать здесь еще, если меня пригласят.
Мы взяли интервью и у двух гостей из Германии. Это консул ЮНЕСКО по танцу в Германии и Париже, организатор турне молодых артистов балета из разных европейских стран Александр Хоффман и его коллега, известный балетмейстер Гюнтер Пик.
– Казань – великолепный город, – сказал г-н Хоффман. – Мы с Гюнтером побывали в Кремле, в церквях, Раифском монастыре, увидели впервые в жизни вашу великую Волгу. Впечатления незабываемые! И для нас большая честь присутствовать на вашем фестивале имени Рудольфа Нуриева.
– Вы, знаю, были его соратником и другом…
– Да, участвовал во многих его турне и танцевал с Руди в Амстердаме, Цюрихе и других европейских городах. А после того как я закончил карьеру танцовщика, несколько лет был его помощником.
– Каким он остался в вашей памяти?
– Непревзойденным исполнителем мужских партий в балете. Танцевал Руди просто фантастически! И я многому научился у него. Но, не скрою, мне было жаль его, потому что, хотя у него было много друзей, он все же был очень одинок.
– Какие черты его характера и поведения импонировали вам и какие – нет?
– Знаете, в самом начале своей блестящей карьеры Руди не избежал звездной болезни и был не очень дружелюбен по отношению к другим людям. Но и тогда, если ему кто-то нравился, он много делал для такого человека – помогал, обучал… А позднее, примерно с конца семидесятых годов, стал очень расположен и мил с людьми.
– Как вы оцениваете наш фестиваль?
– О, идея организовать его, по-моему, великолепная! И как жаль, что, дав ему свое имя, сам Руди не может увидеть, каким стал этот фестиваль, как он собирает мастеров балета из многих стран, и не может пережить вместе с нами и другими зрителями волшебные мгновения, какими этот фестиваль так богат.
– Как вы оцениваете балетную труппу нашего театра?
– Труппа очень высокого качества, я поражен уровнем ваших солистов и кордебалета.
– Увиденное на этом фестивале превзошло все мои ожидания, – добавляет Гюнтер Пик. – И каждый вечер на фестивале доставлял нам радость.
– Что вы желаете Нуриевскому фестивалю и казанцам?
– Чтобы как можно больше людей из стран Запада узнали о нем и приезжали бы на этот фестиваль, а казанцам – успехов на ниве искусства и в жизни.