В Камаловском театре состоялась премьера спектакля, уникальность которого в том, что он поставлен по пьесе 19-летнего драматурга Ильгиза Зайниева.
Впервые о студенте Казанского университета культуры и искусств, уроженце деревни Карасу Аксубаевского района заговорили в прошлом году, когда Зайниев стал лауреатом конкурса “Новая татарская пьеса-2004”. На нынешний день молодым драматургом написано 16 пьес, и две из них уже получили сценическое воплощение. Комедию “Свободные сердца” играют в уфимском театре “Нур” и репетируют в Казанском татарском тюзе. А режиссеру ТГАТ Рамилю Фазлыеву приглянулась лирическая комедия “Поговорим о любви”.
Этот спектакль осуществлен в эстетическом русле, проложенном Фаридом Бикчантаевым. В нем отсутствуют беспроигрышные штампы национального театра: актеры не поют народных песен, не танцуют, сдерживают колоритный темперамент. Фазлыев здесь пытается завладеть вниманием зала с помощью более тонкого инструмента – лирической интонации. Сама пьеса способствует получению этого “магического экстракта”, поскольку приметы конкретного времени в ней отсутствуют. Пятидесятые ли это годы с их коммунальным бытом, застойные семидесятые или переломные девяностые?.. Понять невозможно. Словом, “это было недавно”. Джаз-блюзовый музыкальный фон, сочиненный композитором Маратом Ахметшиным, добавляет неопределенности времени действия. Разностильная мебель громоздится на сцене (изящная бамбуковая этажерка рядом с практичным креслом-кроватью). Актеры движутся в тесноте одними им ведомыми зигзагами, обыгрывая пространство тесной трехкомнатной квартиры, в котором художник Сергей Скоморохов не обозначил стен, перегородок и дверей.
Совокупность приемов заставляет зрителя не с острым, а расслабленным любопытством (с каким наблюдаешь за рыбами в аквариуме) следить за притиркой двух семей. Непросто ужиться сварливому Нугман-бабаю (Ринат Тазетдинов) со своенравной Савией (Рушания Юкачева), а ее взрослым разнополым детям жить в проходной комнате. Хорошо, есть кому сглаживать острые углы – дипломатичному Вакису (Асхат Хисматов) и мудрой бабушке Абруй (Наиля Гараева). А еще … футболу, прямая трансляция которого сплачивает новоселов, невзирая на пол, нрав, возраст… И хочется добавить, социальный статус.
Но, увы или слава богу, социально-экономическая злоба дня в спектакле начисто отсутствует. Старики не жалуются на мизерную пенсию и плохую работу муниципального транспорта, а персонажей трудоспособного возраста, судя по всему, устраивают и заработная плата, и цены… В таких щадящих предлагаемых обстоятельствах только и остается, что размышлять о странностях любви: надо ли признаваться в своих чувствах женщине? Не позорная ли это сентиментальщина? И возможен ли для старика Нугмана после 45 лет брака с Абруй поиск иного варианта?
Поиск ответа на последний вопрос неизбежно привел создателей спектакля – опять-таки не к прорыву, а к мягкому дрейфу в сферу непредставимого. Во втором действии тюлевый занавес, скрывающий задник, раздвинулся, и зрители увидели кружево ветвей городского парка, изображенное в очаровательной манере потускневшей черно-белой фотографии. И новой женитьбе Нугман предпочел раствориться вслед за Абруй в “пленке негатива”, отделяющей мир иной от реального…
Таким образом, уйдя от острых вопросов современности, комедия “Поговорим о любви” в то же время верно схватила ее “меланхолический тонус”, отвечающий тем настроениям, которые сегодня владеют людьми (имеющих опыт ликований и разочарований и не способных к половодью политических страстей). К тому же благодаря мастерству актеров социальную “невыписанность” героев удалось с лихвой компенсировать их сочностью, сотканной, как из воздуха, из несущественных мелочей – надрывного кашля, робости перед туфлями на шпильках или, наоборот, умением царственно сочетать их ношение с домашним халатом.
Новый спектакль заставляет порой грустить, порой смеяться до слез, в целом же он радует связью поколений, органичным сосуществованием мастеров сцены и молодых артистов.
Галина ЗАЙНУЛЛИНА.