В Татарском академическом театре оперы и балета им.М.Джалиля состоялась премьера музыкальной народной драмы М.Мусоргского “Борис Годунов” в постановке режиссера Большого театра России Михаила Панджавидзе. Радуют глаз заново написанные декорации по эскизам народного художника СССР Федора Федоровского и новые великолепные костюмы всех участников сценического действа. Партию Бориса Годунова пел Михаил Казаков – солист нашего и Большого театра России. В этом спектакле он впервые вышел на сцену со своим педагогом, профессором КГК Галиной Ластовкой – ее мы услышали в партии Марины Мнишек.
– Михаил, партию Бориса ты впервые исполнил в Казани три года назад. Какое место занимает она в твоем теперь уже достаточно обширном репертуаре?
– Это ведущая партия в репертуаре любого героического баса, и она требует не только знания музыки и текста, но больших душевных сил. Иначе не удастся создать образ тирана и вместе с тем человека, который страдает от того, что не понят и не принят народом российским. Именно так воспринимал Бориса Годунова Федор Иванович Шаляпин, создавший непревзойденный образ этой исторической личности, обреченной на одиночество и душевные муки. Трудиться над этой партией можно всю жизнь, а я только в начале этого пути, хотя не единожды пел Бориса в Большом театре и во многих зарубежных театрах.
– Мы давно с тобой не виделись. Хотелось бы узнать, какие интересные события произошли в твоей творческой жизни за последние два сезона.
– За это время в моем репертуаре появились новые партии. Одна из них – Досифей в “Хованщине”, не уступающая по сложности Борису Годунову. Другая – Командор в “Дон Жуане” Моцарта. С нею я дебютировал в Венской опере. В Дрездене пел Филиппа в “Дон Карлосе”. А Пласидо Доминго пригласил меня на партию Феррандо в “Трубадуре”, поставленном в Вашингтонской Национальной опере. И я поближе познакомился и пообщался с этим великим певцом, узнал, какой это замечательный человек, как благожелательно и, я бы сказал, трепетно относится он к своим коллегам. В Дюссельдорфе известный режиссер, сын знаменитого певца Марио дель Монако поставил “Евгения Онегина”. Я пел Гремина, но этот спектакль в стиле модерн меня не порадовал.
Вы знаете, что основная сцена Большого театра скоро будет реконструирована. Мне выпала честь петь в последнем спектакле перед ее закрытием. Не забуду, каким волнующим и трогательным был этот вечер и для нас, артистов, и для зрителей: ведь расставание с этой сценой, на которой выросло много поколений прекрасных певцов, продлится не менее двух лет.
Не могу не сказать еще о двух интересных событиях, в которых мне посчастливилось нынче участвовать. Это опера “Макбет” в Греции, которую Большой театр показал для четырех тысяч зрителей в знаменитом античном амфитеатре у подножия Акрополя под открытым небом. А второе событие – знакомство с Владимиром Спиваковым. Вместе с ним я был приглашен на день рождения Президента России в Санкт-Петербург и пел на концерте в сопровождении Национального филармонического оркестра под управлением этого прославленного маэстро. Рад, что наше выступление понравилось Владимиру Владимировичу Путину.
Незадолго до нынешнего приезда в Казань я исполнил партию баса в “Реквиеме” Верди, прозвучавшем в зале Московской консерватории в сопровождении оркестра Большого театра. Эта партия в таком грандиозном произведении очень сложная и ответственная и требует от певца больших затрат, физических и эмоциональных.
А впереди премьера оперы Прокофьева “Война и мир” в Большом театре, где мне доверили партию Кутузова. (Премьера уже состоялась. – А.М.)
– Бываешь ли на родине, в Димитровграде?
– Не часто. Но в начале нынешнего сезона там и в Ульяновске дал сольные концерты. И получил предложение губернатора руководить музыкальным фестивалем, который организуют в Ульяновске. Это интересно. Хочу назвать его “Голоса России” и приглашать хороших певцов из различных театров – моих друзей и тех, с кем хотел бы познакомиться. Даст Бог, этот проект состоится.
– Ты женат?
– Пока нет. Музыка и сцена отнимают все время. И если не отдавать им всего себя и душу свою, то ничего не добьешься в искусстве.
– Какое место в твоей жизни занимает Казань и что значит для тебя каждый приезд сюда?
– Казань стала мне родной. Не устану это повторять. Здесь живет мой педагог Галина Трофимовна Ластовка. Она мой большой друг и помогает мне до сих пор. В Казани замечательный театр, открывший мне дорогу в большое искусство. Здесь у меня ученики в консерватории, и они одерживают победы на международных конкурсах. Так что Казань для меня город особенный и приезжать сюда я очень люблю.
– И здесь есть твои последователи. Недавно студент консерватории, бас Владимир Васильев на конкурсе имени Глинки был удостоен первой премии.
– Рад за Володю. Желаю ему соответствовать высокому званию лауреата и в дальнейшем.
– Когда мы вновь услышим тебя?
– В январе буду петь в “Богеме”. А вернувшись из Нью-Йорка, где дам концерт в Карнеги-холл, приеду на Шаляпинский фестиваль. Ну а весной, если все сложится удачно, выступлю в Казани с сольным концертом.