Необычная судьба – своеобразная поэзия

Из Башкортостана пришла скорбная весть – на 78-м году жизни скончался известный татарский поэт Шамиль Анак.

Автор статьи: Рафаэль МУСТАФИН

Из Башкортостана пришла скорбная весть – на 78-м году жизни скончался известный татарский поэт Шамиль Анак.


Уже первые стихи Шамиля Анака (тогда еще Шамиля Махмудова) вызвали споры, протесты, недоумение. Его обвиняли в незнании родного языка, разрушении традиций. Ему приписывали нарушение элементарных законов татарского стихосложения, “уличали” в эстетической незрелости. Следствием этого стал такой, прямо скажу, уникальный факт: первая книжка Шамиля Анака вышла сначала в Москве, в переводе на русский язык (“Солнце на дороге”, 1962) и лишь четыре года спустя – на родном языке.


С первых шагов в литературе Анака поддержал Назым Хикмет. Горячо приветствовал его книгу стихов, изданную на башкирском языке, народный поэт Башкирии Мустай Карим. С теплыми напутствиями после первых публикаций на русском языке выступили поэты Борис Слуцкий и Станислав Куняев. И в то же время почти каждая подборка Шамиля Анака на родном языке встречалась как критикой, так и читателями более чем сдержанно. Я вовсе не хочу объяснить это лишь злой волей отдельных лиц. Очевидно, татарский читатель меньше подготовлен к восприятию свободной, ассоциативной манеры стихосложения, чем русский, знакомый с лучшими образцами мировой лирики и уже привыкший к разнообразию поэтических стилей.


Не совсем обычна и судьба поэта.


Он родился в 1928 году в татарской деревне Абдрашитово в Башкирии. Рано остался без отца, погибшего на фронте. С четырнадцати лет начал самостоятельную трудовую жизнь. Учился в Казанском университете, позднее – на отделении восточных языков Московского университета. Здесь же окончил аспирантуру, работал над диссертацией, преподавал в Литературном институте им.М.Горького. Ему прочили блестящую карьеру ученого. И вдруг поэт бросил все: столицу, интересную работу, почти завершенную диссертацию и вернулся в родную деревню. Ибо понял: только жизнь здесь может дать подлинный творческий “запал”. Все последующие годы он продолжал жить в глубинке, лишь переехал в районный центр – поселок Раевский.


Нестандартная судьба, незаурядная личность, своеобразная поэзия. В чем же это своеобразие? Уже в первых стихах Ш.Анака проявилось четко выраженное стремление мыслить крупно, в масштабах всего мира, всего человечества. Его интересовали такие извечные философские категории, как жизнь и смерть, добро и зло, человечность и бесчеловечность. Проблемы эти, разумеется, не новы. Но каждое время наполняет их своим содержанием. В стихах Анака эти категории выступают в лирической интерпретации, наполненные жаром сердца.


В стихах Ш.Анака находят выражение философия простых людей, их размышления о хлебе насущном, о смысле жизни и предначертании человека. Новизна содержания определяла и поиски Ш.Анака в области формы. Как признавался поэт в интервью журналу “Вопросы литературы”, он всегда был одержим поисками содержания и формы, созвучных времени, адекватных эпохе. В отличие от господствующего в татарской поэзии силлабического стиха Анак пользовался преимущественно интонационным стихом. Эстетически убедительные достижения Анака в этой области в немалой степени способствовали утверждению нового типа стихосложения в татарской поэзии.


Да, Шамиль Анак при жизни оставался в тени, но стихи его живут в сердцах истинных любителей поэзии.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще