Среди нынешних соискателей Тукаевской премии – с, автор более пятисот песен, многие из которых стали неотъемлемой частью татарского музыкального быта не только в нашей республике, но и далеко за ее пределами.
Известность пришла к ней еще в 1980-е годы вместе с такими “хитами”, как “Я тоскую о тебе” на слова Ф.Зиятдиновой, “Возвращение” и “Песня о матери” на слова М.Галеева. Поныне они остаются “визитной карточкой” композитора, подкупая слушателей своей искренностью, мелодичностью, сочетанием национального мелоса и отточенного профессионализма композиторского письма.
Если “песня – душа народа”, то, безусловно, Луизе Батыр-Булгари удалось найти ключ к слушательским сердцам. Ее песни звучат в эфире, на концертах, праздниках, фестивалях в исполнении как профессиональных, так и самодеятельных певцов. Кроме того, она автор музыки к более чем двадцати театральным постановкам, главным образом для детей и юношества, ставшим украшением репертуара театров Казани, Альметьевска, Набережных Челнов, Астрахани…
Л.Батыр-Булгари находится в постоянном творческом поиске в области мелодического и жанрово-стилистического языка. Причем диапазон этих исканий довольно широк: это и основанная на фольклорных интонациях песенная лирика, и зажигательные современные ритмы, а также академическая хоровая музыка, исторические песни-баллады, музыка для детей. Творческий почерк Луизы Батыр-Булгари знаком и спортивным болельщикам, ибо она автор гимна футбольного клуба “Рубин”, множества музыкальных композиций для юношеской сборной республики по художественной гимнастике.
По признанию композитора, сочинять музыку она начала с двенадцати лет: песни, пьесы для фортепиано, музыку к школьным спектаклям по сказкам А.Пушкина. Занимаясь композицией под руководством известного педагога, композитора и теоретика Ю.Виноградова, она участвовала в ежегодных республиканских конкурсах юных композиторов. Одно из произведений юной Луизы Батыркаевой, впоследствии взявшей творческий псевдоним Батыр-Булгари, было исполнено на всесоюзном конкурсе пианистов и обратило на себя внимание самого Дмитрия Кабалевского. По окончании Казанского музыкального училища она поступила в консерваторию, где ее творческим наставником был известный татарский композитор Рафаэль Белялов.
Профессиональное вокальное творчество Луизы Батыр-Булгари также началось с детских песен. В двадцать лет ею была написана кантата для детского хора “Мы строим КамАЗ”. В 1973 году этим же произведением открылся и первый авторский концерт молодого композитора. На протяжении всего творческого пути Луиза Батыр-Булгари остается верна детской слушательской аудитории. Ею создано около 80 песен для детей разного возраста, а также много инструментальной музыки – фортепьянные пьесы, обработки татарских народных песен. Лучшие из них составили три авторских нотных сборника, которые получили высокую оценку музыкантов и учителей музыки.
Луизу Батыр-Булгари всегда отличало бережное отношение к татарскому фольклору, в последнее же время композитор особенно плодотворно работает в жанре песен-баллад, повествующих об исторических судьбах татарского народа. Отчасти это продиктовано и “личным интересом”, желанием прикоснуться к собственным историческим корням. “Наш род, род Батыркаевых, довольно древний, – с гордостью говорит композитор. – Он восходит к Батыркаю Иткинину – старшине-воеводе Емельяна Пугачева, ставка которого находилась в таежной деревне Озын Ялан (ныне – Бичурино) Бардымского района Пермской области, откуда родом и мой отец…” Не могут оставить равнодушными песни-баллады Л.Батыр-Булгари “Березы Кушлауча” – о судьбе народного татарского поэта Тукая, “Минарет Кул Шарифа”, “Баллада о разрушенной мечети” и многие другие. А вершиной творчества композитора в этом жанре, безусловно, является проникновенная песня-плач “Святая гора” на слова Р.Валеевой, повествующая о последних трагических днях города Биляра и его защитников. Это подлинный реквием национальной святыне. Его первой исполнительницей, как и многих других песен композитора, стала талантливая певица Наргиз. Благодаря яркому мелодизму и самобытности песни Л.Батыр-Булгари вошли в репертуар и таких известных татарских певцов, как Зиля Сунгатуллина, Зухра Сахабеева, Айдар Файзрахманов, Венера Ганеева и другие.
Большое место в жизни композитора занимает музыкально-продюсерская и студийная работа с юными певцами-солистами. Воспитанники Л.Батыр-Булгари неоднократно становились лауреатами и дипломантами всероссийских и международных фестивалей и конкурсов. Они же стали творческим ядром эстрадного детского коллектива “Булгарстан”.
Следует также отметить многолетнюю исследовательскую работу Л.Батыр-Булгари в качестве музыкального редактора, а точнее сказать – реставратора авторского клавира всемирно известного балета Ф.Яруллина “Шурале”. Погибший в годы Великой Отечественной войны талантливый татарский композитор не успел завершить работу над окончательной редакцией балета. Воссоздав по черновым авторским рукописям весь музыкальный материал, бережно и вместе с тем творчески отредактировав его, Л.Батыр-Булгари тем самым сохранила для потомков оригинальную музыку Ф.Яруллина.
А музыкальным приношением тысячелетию Казани стал авторский аудио-проект из одиннадцати компакт-дисков, куда вошли лучшие песни Луизы Батыр-Булгари, созданные за тридцать лет ее творческой деятельности. Это не просто ретроспектива, своеобразное “избранное” композитора, но и взгляд в перспективу, попытка наметить для себя новые творческие вершины.