Концерт для гобоя с оркестром

Знакомьтесь: Айрат Ишмуратов.

Айрат ИшмуратовЗнакомьтесь: Айрат Ишмуратов. Родился в Казани, где закончил музыкальное училище и консерваторию. С 1998 года продолжает обучение в Канаде, в университете Монреаля, где получил степень магистра, а сейчас учится в аспирантуре по классу симфонического дирижирования у профессоров Паоло Беломиа и Жана-Франсуа Ривье.


Айрат – активный участник различных камерных составов, выступает с сольными программами как в Канаде, так и в России. Он – уже достаточно известная фигура в музыкальном мире – участник международных конкурсов в Лондоне и Риме, лауреат музыкальных фестивалей в Италии, США, Канаде. Осенью 2004 года завоевал Гран-при на Международном конкурсе камерной музыки в Кракове.


…Когда на подиум БКЗ им. С.Сайдашева вышел подтянутый, симпатичный молодой парень с дирижерской палочкой в руке, зал притих. Айрату Ишмуратову предстояло дирижировать известным оркестром Казани “La Primavera”. И концерт, составленный из произведений Д.Шостаковича, П.Чайковского и длившийся почти два часа, прошел на одном дыхании, зал, состоявший из профессиональных музыкантов и консерваторской молодежи, исполнение каждого сочинения встречал бурей аплодисментов.


Столь же бурно был воспринят аудиторией сочиненный самим молодым дирижером концерт для гобоя с оркестром. Навевая в душе протяжные, знакомые до боли мелодии степного ковыля, перемежающиеся с гулом волн могучей Идели, он весь – от начала до конца – звучал, как наваждение о древней булгарской родине.


Позже о своем авторском сочинении Айрат скажет:


– Оторванный от родины человек при всем благополучии карьеры не может не рефлексировать… И музыканту этого не скрыть. Тоска и любовь прорастают в канву мелодии, становятся истоком бури чувств…


Айрат – из известной в Татарстане артистической семьи. Его дед Риза Ишмурат – известный драматург, а бабушка – одна из самых интеллигентных актрис Татарского драматического театра им. Г.Камала Рашида Зиганшина.


– Бабушка для меня была кумиром, – вспоминает Айрат. – Каждое лето мы с ней выезжали на дачу. В ярких красках, входя в образы, она рассказывала мне о театре, его корифеях, об искусстве. Она вела себя со мной как со взрослым человеком, размышляла вслух о жизни, предназначении в ней человека. Любовь к творчеству у меня наверняка родилась именно в этих наших беседах.


Интересным было также и начало увлечения музыкой. Возвращаясь из школы первого сентября, первоклассник Айрат с мамой встретили ее приятельницу, которая записала свою дочь во Дворец пионеров в хор. По ее совету они решили пойти туда, но забыли спросить адрес. Обратились к прохожей пожилой женщине – она назвала музыкальную школу № 3 по улице Г.Камала. Так сама случайность привела будущего дирижера в мир музыки.


Директор школы Ильдус Алмазов решил прослушать мальчика. Интуиция не обманула – опытный педагог предугадал будущего музыканта. Айрат был принят в класс кларнета. И потом, на ежегодных отчетных концертах, педагоги неизменно отмечали оригинальные выступления юноши. Тот же Алмазов, назначенный к тому времени директором музучилища, предложил Айрату учиться в его заведении.


– С момента поступления в училище я осознал, что вся дальнейшая моя жизнь будет отдана музыке. И больше всех этому обрадовалась, конечно же, моя дорогая бабушка, – говорит Айрат.


Вскоре пришло и первое признание. После ряда успешных выступлений на всероссийских конкурсах и фестивалях молодой музыкант стал задумываться и о международной сцене. В 1997 году представилась счастливая возможность продолжить учебу в музыкальной школе города Орфорда в Канаде. Первой свое благословение внуку дала бабушка Рашида-ханым, к ней присоединились и родители Айрата. В том же году Орфорд посетили известные ученые-музыковеды Монреальского университета, разъезжавшие по городам Канады в поисках талантливой молодежи. Прослушивание студентов из Казани (вместе с Айратом там же, в Орфордском училище, учился и Марат Мулюков) очень впечатлило педагогов, и они приняли обоих студентов в магистратуру столичного университета.


Профессора, пригласившие их, Жан-Франсуа Ривье и Паоло Беломиа, стали готовить Айрата к дирижерскому поприщу. Надежду на то, что он справится с новым амплуа, укрепляли его успешные выступления на ежегодных музыкальных фестивалях Канады.


– В этой стране к искусству относятся как к одной из важнейших составляющих жизни. На концертах классической музыки – всегда аншлаги. Большую помощь и поддержку искусству оказывают меценаты, – рассказывает Айрат. – Богатые люди, содержащие частные музыкальные школы, назначают талантливым студентам стипендии.


В своем исполнительском искусстве Айрат отдает предпочтение сочинениям Д.Шостаковича, С.Рахманинова, С.Прокофьева, П.Чайковского, а из татарской классики выделяет произведения Ф.Яруллина, С.Сайдашева, Н.Жиганова.


Желание приехать в Казань и выступить в родном городе он объясняет просто: высокая музыкальная школа, исполнительское мастерство, широкий кругозор музыкантов – вот эти три компонента делают престижными выступления на казанской сцене для исполнителей любого ранга.


Профессор, лауреат Государственной премии имени Тукая, руководитель оркестра “La Primavera” Рустем Абязов так отозвался об искусстве молодого музыканта:


– Несмотря на то, что Айрат всего два года за дирижерским пультом, не побоюсь сказать, что он уже настоящий профессиональный дирижер.


…В конце беседы я спросила, как долго намерен оставаться Айрат за границей.


– К сожалению, пока на родине возможности для творческого совершенствования ограничены. Это касается как участия в конкурсах, так и записи произведений на диски. Уверяю вас, это не добровольный отъезд на вечные времена, а только временная разлука во имя постижения музыки.


25 февраля Айрат Ишмуратов снова приедет в Казань, чтобы дирижировать нашим симфоническим оркестром, который исполнит еще одно его произведение. В фойе БКЗ будет развернута выставка картин, написанных Айратом в перерывах между занятиями музыкой.


Назира РАХМАТУЛЛИНА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще