Шестьдесят картин из знаменитой рериховской серии “Гималаи”, никогда не выставлявшихся в Казани, можно увидеть в эти дни в экспозиции Государственного музея изобразительных искусств Татарстана. Они доставлены из Международного центра-музея в Москве, носящего имя Николая Константиновича Рериха – всемирно известного художника, ученого, философа, писателя и общественного деятеля. Эта выставка приурочена к 130-летию со дня его рождения и посвящена 1000-летию Казани.
Выставка организована по инициативе казанского общества Рерихов. Накануне ее открытия наш корреспондент побеседовал с его председателем Наилей Абдульмановой.
– Что связывало Рерихов с Казанью?
– Во время одной из поездок в Индию и посещения дома-музея Рерихов в долине Кулу я познакомилась с его хранительницей госпожой Урсулой. И когда передала ей открытку с видами Казани, услышала: “Ну, это по линии Елены Ивановны…” С этими словами Урсула положила открытку на стол жены Николая Константиновича. И действительно, по сохранившимся документам о роде Голенищевых-Кутузовых, к которому принадлежала Елена Ивановна, одна из ее прапрабабушек была замужем за последним казанским ханом, получившим при крещении имя Симеон. Несомненен интерес и Николая Константиновича Рериха к истории Казани. Когда они с женой совершали в 1903-1904 годах путешествие по древним городам России, то начали именно с Казани. Здесь Николай Рерих написал этюд с башней Сююмбике, положивший начало целой серии его этюдов старинных архитектурных памятников. Интересно и то, что именно в Казани в 1912 году был издан первый альбом с репродукциями картин художника. А спустя два года Николай Рерих написал картину “Казань” – о взятии города войсками Ивана Грозного, один из ее вариантов лег в основу панно для Казанского вокзала в Москве.
Знаменательно, что Николай Рерих не разделял преобладавшего тогда в обществе негативного взгляда на роль татар в истории Руси. “О татарщине, – писал он, – остались у нас только воспоминания, как о каких-то мрачных погромах. Забывается, что таинственная колыбель Азии вскормила этих диковинных людей и повила богатыми дарами Китая, Тибета, всего Индустана. В блеске татарских мечей Русь слушала сказку о чудесах, которые знали когда-то хитрые арабские гости Великого пути в Греки…” Всеволод Иванов, который приводит эти слова в своей книге о Николае Рерихе, замечает: “Надо вспомнить узость известных воззрений русского общества того времени, когда писались эти строки, чтобы понять, как смел должен быть наш художник, чтобы говорить, чтобы думать так!”
В Казани, в музее ИЗО хранятся три картины кисти Николая Рериха. Это “Варяжское море”, “Царь” (обе в фондах музея, но периодически выставляются) и “Мехески – лунный народ”, посвященная одному из тибетских племен, считавших себя посланцами Луны. Эта картина находится в постоянной экспозиции музея.
– А чем интересна нынешняя выставка?
– Представленные на ней картины – часть художественной летописи маршрута знаменитой экспедиции Николая Рериха по малодоступным областям Центральной Азии и Гималаев. Надо сказать, что к Гималаям у него было особое отношение. Он восхищался ими, называл “Великим храмом природы” и “Куполом мира”. Гималайская серия, часть которой экспонируется ныне в Казани, стала апофеозом всего творчества Николая Рериха.
В залах выставки будет звучать его любимая музыка – Прокофьева, Скрябина, Мусоргского, а также демонстрироваться видеофильмы о Международном центре-музее имени Николая Рериха в Москве, о творчестве семьи Рерихов.