В канун очередного Нуриевского фестиваля, который нынче состоится в начале июня, балетная труппа театра имени М.Джалиля вновь порадовала премьерой. Вслед за “Пер Гюнтом” она вернула на казанскую сцену еще один шедевр мировой хореографии – балет А.Адана “Корсар”, который шел в Казани тридцать лет тому назад.
Судьба этого балета неординарна. Его сюжет был навеян одноименной поэмой Джорджа Байрона. Однако за полтора столетия существования балета его либретто и музыка претерпели немало изменений. Уже в постановке балетмейстера Ж.Мазилье, осуществленной в Париже в 1856 году, у Байрона были позаимствованы лишь имена главных героев, сюжет стал иным, появились новые персонажи. И трагический байроновский “Корсар” превратился в мелодраму со счастливым финалом, соответствующим вкусам парижской публики того времени. А музыка Адольфа Адана, одного из лучших мелодистов XIX века, не удовлетворившая последующих балетмейстеров, дополнялась музыкой Делиба, Дриго, Пуни, Минкуса и других композиторов.
Среди великих хореографов, обращавшихся к этому балету, особое место принадлежит Мариусу Петипа, поставившему “Корсара” в 1863 году в Петербурге, а до этого блиставшему в главной партии предводителя корсаров Конрада. Интересно, что гениальный балетмейстер обращался к этому балету пять раз, заново переосмысливая и обогащая его хореографический язык. Именно хореография М.Петипа и легла в основу нынешнего спектакля.
– Интерес к ней, – сказал художественный руководитель балетной труппы Владимир Яковлев, – вызван тем, что Мариус Петипа блестяще соединил академизм с яркими характерными танцами, обогатившими партитуру “Корсара”. Достаточно назвать хотя бы знаменитое па-де-де из второго акта, без которого ныне не обходится ни одна программа международных фестивалей артистов балета. Кроме того, возвращение “Корсара” на сцену отвечает репертуарной политике нашего театра. Ее суть – воссоздание и сохранение ценностей мирового хореографического искусства. И сегодня репертуар нашей балетной труппы состоит из таких шедевров.
Интересно, что постановка “Корсара” на этот раз была доверена не опытному балетмейстеру, а балерине. Но балерине знаменитой, хорошо знающей хореографию М.Петипа и блиставшей в балете “Корсар” в партии Гюльнары. Это Елена Панкова, в прошлом звезда Мариинского театра.
Ее дебют в новом качестве оказался весьма удачным. Она сохранила все самое лучшее в хореографии великого Петипа, но постаралась вместе с тем сделать спектакль более доступным для понимания современной публикой. В частности, были вставлены яркие номера, созданные таким мастером балета, как Константин Сергеев. Елена Панкова и сама поставила ряд танцев, в том числе вариацию Гюльнары и Марш корсаров. В спектакле, на мой взгляд, удалось передать вольный дух, присущий героям творения Байрона.
Непросто было добыть музыкальный материал. Его собирали по крупицам: в Алма-Ате, Новосибирске, Санкт-Петербурге, а часть партитуры была воссоздана и творчески, с тонким вкусом оркестрована казанским композитором Рустемом Зариповым. Оформил спектакль с большой выдумкой и изобретательностью мастер сценографии из Тбилиси Ушанги Имерлишвили. Особенно удачны пролог, сцена красочного восточного базара, мрачная пещера корсаров и яркие костюмы участников сценического действа.
Премьерные спектакли, прошедшие из-за реконструкции театра им.М.Джалиля на камаловской сцене, были тепло встречены публикой. Начиная с пролога – впечатляющей картины крушения в штормовом море пиратского корвета и кончая финалом, когда главные герои уходят в море навстречу новым приключениям, спектакль шел под аплодисменты зрителей, до отказа заполнивших зал. И такому успеху, конечно, способствовало в первую очередь мастерство солистов и кордебалета.
Образ гордой красавицы гречанки Медоры, полюбившей предводителя корсаров Конрада, создала наша прима Елена Щеглова. В партии Гюльнары, как всегда, блеснула своим мастерством Елена Кострова. Нервом спектакля стал Бахытжан Смагулов, неотразимый в партии Бирбанто – сподвижника и друга Конрада, выступившего, однако, против него, как только Конрад решил отпустить на свободу добычу корсаров – красавиц-гречанок. Двое талантливых танцовщиков Артем Белов и Денис Усталов исполнили попеременно партии Конрада и работорговца Исаака Ланкедема. Денис, пожалуй, в большей степени подходит для роли главного байроновского героя – он более романтичен и по характеру, и по своему артистическому складу, тогда как Артем особенно хорош в роли Ланкедема – не случайно на одном международном конкурсе, исполняя танец этого персонажа, он был удостоен приза Е.Максимовой и В.Васильева. И, как сам признался Артем, это его любимая партия.
Говорят участники премьеры
Елена Щеглова, народная артистка Татарстана:
– Я с радостью и большим удовольствием работала над партией Медоры – сильной духом, красивой, романтичной женщины. В ней воплощен вольный дух поэзии Байрона. Золотая клетка не для нее. Покоряет и ее любовь к Конраду, которому она безгранично предана.
Бахытжан Смагулов, народный артист Татарстана и Казахстана:
– Балет “Корсар” мне давно знаком – пятнадцать лет я танцевал партию раба Али во многих театрах, в том числе в Японии и Америке. Но всегда мечтал о партии Бирбанто – закоренелого морского волка. Она привлекала меня сильным, независимым характером героя, интересна она и актерски – здесь можно импровизировать. Поэтому я с таким удовольствием исполняю ее. Ну, а новому нашему спектаклю, верю, суждена долгая жизнь.
Елена Панкова, балетмейстер:
– Я очень благодарна руководству театра за возможность поставить балет, да еще такой известный, и найти применение моим знаниям в области характерного танца. И рада, что познакомилась с вашей труппой. Она замечательная! И дело даже не в профессиональной подготовке, а в том, что артисты хотят работать, танцевать как можно лучше, прислушиваются к советам. Нам вместе было хорошо! И мне, дебютантке в постановке балетного спектакля, очень помог ваш балетмейстер Владимир Яковлев. Он мастер мизансцен, я у него многому научилась. И, признаюсь, с грустью покидаю ваш театр и Казань. Надеюсь, что не навсегда.