К чтению книги Р.Султановой “Искусство новых городов Республики Татарстан. 1960-1990 гг.” (Казань, 2001) я приступил с явной заинтересованностью. Дело в том, что до переезда в Израиль я долгие годы отдал изучению и пропаганде истории татарского изобразительного искусства, опубликовал около трехсот работ, в том числе монографию “Художники Татарии”, в которой отражен процесс формирования и развития всех видов изобразительного искусства Татарстана с древних времен до 80-х годов прошлого века. С тех пор миновало 20 лет. И как же приятно было убедиться, что на небосклоне искусствоведения Татарстана взошла новая, незнакомая мне звезда в лице кандидата искусствоведения Раузы Рифкатовны Султановой, старшего научного сотрудника Института языка, литературы и искусства имени Г.Ибрагимова Академии наук Татарстана.
Ее глубокое и тщательное исследование обширного материала, появившегося за последние годы, восполнило существенный пробел в истории искусствоведения новейшего времени.
Убедительность новой работе придает личное знакомство автора со многими художниками, проживающими в городах Татарстана, и их творчеством. Исследователю удалось воссоздать живую плоть современного художественного процесса, раскрыть творчество мастеров живописи, графики, скульптуры, монументально-декоративного искусства из семи промышленных городов республики – Зеленодольска, Альметьевска, Бугульмы, Лениногорска, Нижнекамска, Елабуги, Набережных Челнов.
Лично мне было отрадно встретить на страницах книги знакомые имена. Владимира Акимова из Набережных Челнов я помню в период его становления как самобытного художника с уверенным почерком мастера. Рад, что он не растратил своих творческих амбиций и вышел на международную арену. Его земляк Андрей Вашуров еще при мне проявил себя одаренным пейзажистом. Олег Кульпин из Лениногорска выделялся прекрасным владением техникой миниатюрной живописи. Эвелина Бусова с первых выступлений на выставках привлекла внимание чистотой линий и цвета. Резьба по дереву нижнекамца Ахсана Фатхутдинова выделялась национальной самобытностью образов. Переехавший из Казани в Лениногорск Маснави Хаертдинов был мне близок как исключительно душевный человек, подлинный наставник молодежи.
С Амиром Загировым мне довелось вместе работать в Музее изобразительных искусств Татарстана, восхищаясь скромностью и трудолюбием молодого скульптора.
Сожалею, что не успел познакомиться с Ильдаром Хановым, создателем монумента “Родина-мать” в Набережных Челнах, Виктором Анютиным, автором впечатляющей картины “Город”, и многими другими талантливыми художниками.
Если мое внимание было в первую очередь обращено на казанских мастеров, которых я лично знал и чье творчество изучал и пропагандировал, то Р.Султанова обратила взоры на художников, проживающих и работающих за пределами столицы республики. Автор увлеченно и основательно анализирует на конкретных примерах сложную проблематику национального своеобразия и народных истоков в разных видах и жанрах татарского изобразительного искусства, а также их взаимодействия с другими школами отечественного и мирового искусства. Уделяет также внимание росткам нового в искусстве, их обусловленности историческими и социальными факторами, при этом высказывая собственную точку зрения на достоинства и недостатки. Благодаря такому заинтересованному рассмотрению различных проблем полнокровно и рельефно воссоздается общая картина поисков и находок в сложном художественном процессе.
Радует стиль изложения материала, в котором свободное владение профессиональной научной терминологией сочетается с доступностью языка для широких кругов читателей.
Появление книги, открывающей недостаточно исследованный пласт художественной культуры Татарстана, является подлинным подарком художникам республики и, несомненно, привлечет внимание широкого круга специалистов, в том числе и за рубежом.
Авраам ФАЙНБЕРГ.
Доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, член Союза художников Татарстана, член Союза писателей Израиля.