Дебют в Эрмитажном театре

Недавно из Санкт-Петербурга возвратились учащиеся и педагоги Казанского хореографического училища.

Автор статьи: Армен МАЛАХАЛЬЦЕВ

Недавно из Санкт-Петербурга возвратились учащиеся и педагоги Казанского хореографического училища. Юным танцовщикам из Татарстана была предоставлена сцена Эрмитажного театра – одна из самых престижных сценических площадок города на Неве.


Поездка была организована Министерством культуры РТ в ответ на приглашение от Академии русского балета им. А.Я.Вагановой и Союза татарских женщин Санкт-Петербурга и Ленинградской области “Ак калфак-Нева”. Как подчеркнул в благодарственном письме на имя Президента Татарстана М.Ш.Шаймиева постпред Республики Татарстан в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Ш.К.Ахметшин, это мероприятие в рамках подписанного в январе 2002 года в Казани “Протокола о намерениях по подготовке и реализации научной, культурно-просветительной и образовательной программы “Эрмитажный центр в Казани” состоялось благодаря также помощи директора Государственного Эрмитажа академика М.Б.Пиотровского, предоставившего юным казанцам вне очереди и безвозмездно сцену Эрмитажного театра.


Сцена из балета


– Идея этой поездки, – сказала директор Казанского хореографического училища Лилия Яковлева, – родилась во время прошлогоднего Международного фестиваля хореографических училищ и школ в Казани. Ее поддержало руководство Академии русского балета, с которой наше хореографическое училище связывают творческие и педагогические интересы. В частности, уже не первый год ее профессора возглавляют ГЭК во время выпускных экзаменов в нашем училище. Приятно, что мы получили приглашение приехать в Петербург и на следующий год. А он будет для нас достаточно хлопотным – в Казани вновь пройдет Международный фестиваль хореографических училищ и школ.


– Да, побывать в Петербурге было нашей заветной мечтой, – добавляет художественный руководитель училища, профессор Нинель Юлтыева. – И мы счастливы, что она осуществилась, хотя в наше время далеко не просто организовать такую поездку почти для шестидесяти учащихся, а также педагогов. Ленинград, а ныне Санкт-Петербург, для меня родной город, там я закончила Вагановское училище, затем Ленинградскую консерваторию и там же преподавала в хореографическом училище. И мне очень хотелось показать мэтрам балетного искусства плоды творческой работы наших замечательных педагогов и их воспитанников.


– Как все происходило?


– Концерту предшествовали репетиции в балетных залах театра Бориса Эйфмана. Он мой однокурсник по консерватории, а ныне прославленный хореограф, лауреат премии “Золотая маска”. А концерт из двух отделений был дан в Эрмитажном театре, выстроенном по воле Екатерины II для себя и своих приближенных.


Концерт в основном состоял из балетных номеров, поставленных в свое время великим Мариусом Петипа и такими замечательными хореографами, как Вайнонен, Горский, Голейзовский, Якобсон. Его открыли номером “Суворовцы” самые юные наши ученики и сразу завоевали симпатии зала. А он был заполнен до отказа. Присутствовала балетная элита Петербурга – профессора и педагоги Академии имени Вагановой, а также ее студенты, режиссеры и артисты Мариинки, свободные от зарубежных гастролей, коллектив Эрмитажного театра и представители татарской диаспоры.


Все наши номера принимались на “ура”. Выразительны были Жемчужинки из балета “Конек-Горбунок” – Майя Зарипова и Агата Досова, в вариациях из балета “Дон Кихот” – Злата Хитрова и Ляйсан Гизатуллина, в номере “Куклы” – Анастасия Савкина и Сергей Ильин. Вариацию Жанны из балета “Пламя Парижа” очень хорошо станцевала наша третьекурсница Катюша Сафонова, которая будет участвовать в предстоящем в июне Международном конкурсе имени Вагановой. А завершил первое отделение номер “Казанские шакирды”, задорно исполненный Нурбеком Батуллиным, Антоном Полодюком и Айджаном Смагуловым.


Во втором отделении был показан третий акт из “Спящей красавицы” в хореографии Мариуса Петипа и постановке народного артиста СССР Никиты Долгушина. Он также был в зале. Ребятам пришлось танцевать этот балет в непривычной обстановке. Дело в том, что в недавно отреставрированном Эрмитажном театре нет пока декораций. Но это не помешало нашим воспитанникам выступить великолепно. И радостно было услышать отзывы петербургских коллег, которые говорили с восхищением: “Да, ваши дети понимают, что танцуют, умеют создать сценический образ, выразить характер своего героя. Они хоть и юные, но уже артисты!” А Романа Кадикова, окончившего наше училище в прошлом году, профессор Никита Александрович Долгушин пригласил работать в театр оперы и балета Петербургской консерватории.


– А что было после концерта?


– Не успев еще остыть от него, обрадованные и взволнованные успехом, ребята и педагоги стали гостями академии. Здесь мы увидели условия, в которых растят будущих звезд балета, и с огромным интересом познакомились с уникальным музеем и его реликвиями -костюмами и аксессуарами Вацлава Нижинского, Анны Павловой и других легендарных танцовщиков. А затем мы присутствовали на замечательном представлении-вечере миниатюр Леонида Якобсона, поставившего в свое время в Казани балет “Шурале”.


Незабываемые впечатления оставил у нашей делегации и балет “Дон Кихот”, который посчастливилось посмотреть на сцене Кремлевского Дворца съездов.


Итак, впервые питомцы Казанского хореографического училища, которое в будущем году отметит свое десятилетие, побывали в Санкт-Петербурге, откуда берет свое начало прославленная на весь мир русская балетная школа. “Своим мастерством, – говорится в письме постпреда РТ в Санкт-Петербурге, – участники концерта собрали самые восторженные отклики критиков и специалистов…, и те отметили высочайший уровень подготовки и мировой класс татарской школы классического балета”.


На снимке: сцена из спектакля “Спящая красавица”.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще