Вспоминая самые волнующие моменты фестиваля, нельзя не упомянуть о посещении его участниками и гостями Центра современной музыки Софии Губайдулиной, где они с большим интересом ознакомились с мемориальной экспозицией, посвященной выдающемуся композитору современности. “Это настоящий музей, – сказал неоднократный участник фестиваля французский кларнетист Кристиан Рока. – Здесь ощущается дух и талант Софии Губайдулиной. И очень радует то, что этот дом станет местом, где будут всемерно помогать молодым композиторам”.
А кульминацией фестиваля можно назвать шестичасовой музыкальный марафон “Панорама стилей”, в котором, сменяя друг друга, выступили музыканты из четырнадцати стран. Среди них шведский вокальный ансамбль “VOX”, струнный вокальный квартет из Одессы “Гармония мира”, японский флейтист-виртуоз Тошиа Сузуки, голландский пианист Кейс Виринга и многие другие. А на заключительном гала-концерте особый успех выпал на долю ударника из Швеции Олофа Олсона, тувинского музыканта Александра Чавынчака, датской певицы Агнеты Кристинсен, а также наших музыкантов и композиторов.
На торжественном закрытии фестиваля министр культуры РТ Ильдус Тарханов поблагодарил организаторов и всех участников этого яркого музыкального праздника, приобщившего нас к достижениям современной музыки, пожелал им новых творческих успехов, а также пригласил их на следующий фестиваль “Европа – Азия”, который состоится через два года, в канун празднования тысячелетия Казани.
На гала-концерте присутствовал также заместитель Председателя Госсовета республики Роберт Миннуллин.
А теперь слово некоторым участникам фестиваля.
Асия Мешберг-Муртазина, скрипачка, руководитель струнного квартета “Люмина” и директор центра камерной музыки в Дерине (США):
– Я татарка, и мне дорого все, что с этим связано. Но фестиваль, в котором мы участвуем, – событие международное. И мне кажется, что его идея – идея сближения Европы и Азии – очень актуальна в наше время. Хочется думать, что мы, музыканты, и вправду можем привнести хоть толику гармонии в наш полный конфликтов мир.
Гий Готалс, руководитель “Саксофон-квартета”:
– Мы приехали из Люксембурга, и нас приятно поразили гостеприимство казанской публики, ее восприимчивость к музыке, душевная теплота. Также порадовало, что современная музыка здесь, в Татарстане, с интересом воспринимается не только музыкальной элитой, но и людьми всех социальных групп и возрастов. И, пожалуй, самое важное, что среди слушателей очень много молодежи.
Жан-Люк Дабили, композитор и дирижер (Швейцария):
– Я был на многих фестивалях и вынужден констатировать, что большинство из них ориентировано на какую-то одну музыкальную школу и не выходит за ее рамки. В этом отношении ваш фестиваль уникален. Казань открыта для всего мира.
Маргарита Файзуллаева, заведующая кафедрой теории и истории музыки Казанской академии культуры и искусств, профессор:
– На мой взгляд, нынешний фестиваль по своему художественному уровню значительно выше предыдущего. На этот раз координаторы программы произвели более строгий и тщательный отбор произведений, и потому мы услышали намного больше живой, эмоциональной музыки, в том числе написанной композиторами Татарстана.
В современной музыке можно выделить три тенденции: это чистый авангард; музыка, опирающаяся на фольклор; и, наконец, произведения, сочетающие в себе оба эти направления. И если на предыдущих фестивалях превалировала именно экспериментальная музыка, интересная по технике, но затрагивающая больше ум, чем душу, то большинство открытий нынешнего фестиваля было связано именно с поиском нового колорита, тембров, созвучий. И, конечно же, хотелось бы отметить высочайший уровень исполнительства, что, впрочем, всегда присуще фестивалю “Европа – Азия”.
На снимках: дирижер оркестра “Ла Примавера” Рустем Абязов; японский флейтист Тошиа Сузуки; Асия Мешберг-Муртазина и Филипп Башор (США).