Восточная сказка на пуантах

Впервые поставленный более двух десятилетий назад в Баку и тогда же удостоенный Государственной премии СССР, этот балет обошел сцены многих театров страны и поныне идет в Новосибирске, Днепропетровске и других городах, неизменно очаровывая своей музыкой, хореографией и, конечно же, сказочным сюжетом.

Автор статьи: Армен МАЛАХАЛЬЦЕВ

information_items_1347368691

Впервые поставленный более двух десятилетий назад в Баку и тогда же удостоенный Государственной премии СССР, этот балет обошел сцены многих театров страны и поныне идет в Новосибирске, Днепропетровске и других городах, неизменно очаровывая своей музыкой, хореографией и, конечно же, сказочным сюжетом.


– Мы не случайно обратились к этому произведению, – сказал художественный руководитель балетной труппы Владимир Яковлев. – Помимо великолепной музыки, этот балет привлек нас тем, что он вовлекает в действо всю труппу, дает возможность проявить свое дарование артистам всех поколений. А главное, поставить балет “Тысяча и одна ночь” в Казани согласилась Наиля Назирова – его первый и непревзойденный хореограф. В свое время из-за азербайджано-карабахского конфликта она была вынуждена покинуть родину и в настоящее время живет во Франции. Однако, получив наше приглашение, Наиля Магомедовна, не раздумывая, отправилась в неблизкий путь.


Премьера балета “Тысяча и одна ночь” состоялась 22 марта. С аншлагом прошли и два последующих спектакля. Зрителей уже с первых минут захватили пленительная атмосфера арабского Востока, воссозданная по эскизам декораций и костюмов известного театрального художника Анатолия Арефьева, и действо, в центре которого прекрасная и самоотверженная Шехерезада.


Необузданный в своей жестокости Шахрияр, взбешенный изменой любимой жены Нуриды, решает казнить не только ее, но и всех молодых женщин своей страны. И тщетны их мольбы… Но вот к нему приводят Шехерезаду. Увлеченный ее сказками, Шахрияр со дня на день откладывает казнь, а полюбив эту отважную и мудрую девушку, и вовсе отказывается от своего жестокого намерения.


Необычно для балета и потому особенно остро и волнующе воспринимается женский хор, сразу же настраивающий на тревожный лад, а также вокализ в исполнении Венеры Ганеевой, рисующий пленительный образ Шехерезады и сопровождающий их первый дуэт с Шахрияром.


Спектакль получился ярким и зрелищным благодаря не только хореографии, но и мастерству всех солистов и кордебалета. Впечатляют сцена оргии, устроенной Нуридой в отсутствие Шахрияра, дуэты Аладдина и Будур, а также с большим юмором исполненная новелла об Али-Баба и его разбойниках. По ходу действия в зале не раз раздавались аплодисменты, а по окончании спектакля зрители цветами и овациями вознаградили всех его участников и создателей.


Елена Кострова, заслуженная артистка Татарстана:


– Партия Шехерезады – это моя первая встреча в хореографии с Востоком. А это нечто совершенно иное, чем привычная нам балетная классика. Здесь “говорящие” каждый жест, поза, и потому они должны быть очень четкими. Трудно было еще и потому, что одновременно мне пришлось готовить партию Нуриды, совсем другую по характеру. Но все это было чрезвычайно интересно!


Артем Белов, лауреат Международного конкурса молодых артистов балета:


– Шахрияр – мужчина зрелого возраста, а мне всего лишь 23 года, так что приходится перевоплощаться. Выручают также мой опыт работы над другими ведущими партиями, помощь педагога-репетитора Олега Германовича Соколова и такого великолепного хореографа, как Наиля Магомедовна Назирова.


В этом балете я также танцую любимого раба Нуриды и птицу Рухх – партии, совершенно разные по настроению и пластике. Но, с другой стороны, я люблю, когда работа требует от меня именно такого напряжения и полного перевоплощения. А как хороша музыка в этом балете! Она помогает строить образ, и даже когда ты не занят в данный момент в спектакле, хочется выбежать на сцену и танцевать, танцевать…


Венера Ганеева, народная артистка России и Татарстана:


– Никогда не думала, что мне, оперной певице, найдется место в балете. Но благодаря Фикрету Амирову мне посчастливилось исполнить изумительной красоты вокализ, воспевающий любовь Шехерезады и Шахрияра. Мне по душе весь мелодический рисунок Амирова, пронизанный Востоком, и я, как восточная женщина, рада возможности своим голосом передать и приблизить к зрителям ее чувства. В свое время незабвенный Рафаэль Саморуков, педагог нашей балетной труппы, сказал мне: “Я слышу в этом балете твой голос, Венера. Это ты должна петь”. И я пою вокализ в память об этом прекрасном человеке и мастере.


И наконец, мнение зрителей.


Анатолий Луппов, композитор.


– Это, по-моему, колоссальный успех театра. Воздействие необыкновенное, и музыка настолько мелодичная, яркая… Владимир Васильев вновь показал себя как великолепный дирижер, не говоря уже о мастерстве труппы.


Я был знаком с Фикретом Амировым. Это был талантливейший человек. В те годы в Азербайджане было два ведущих композитора – Кара-Караев и он. И дух соперничества заставлял их все время идти вперед, подниматься к новым вершинам в музыке.


Валерий Дьяченко, преподаватель КФЭИ:


– По-моему, этот спектакль – крупное явление в культурной жизни Казани и настоящий праздник для зрителей. Великолепны музыка и хореография, много режиссерских находок. Например, живой занавес, символизирующий тысячу и одну ночь. А как изобретательно используются эти “ночи”, отделяя одну сказку от другой и все дальше увлекая в этот сказочный мир Шахрияра. Просто чудо!


На снимках: Елена Кострова в роли Шехерезады; финальная сцена спектакля; Артем Белов в роли Шахрияра.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще