Вчера, 4 февраля, премьерой оперы “Свадьба Фигаро” в Казани открылся XXI Международный фестиваль имени Ф.И.Шаляпина.
Зрители, до отказа заполнившие театр им. М.Джалиля, были покорены музыкой Моцарта, талантливой игрой и прекрасными голосами солистов, хора и великолепным звучанием оркестра под управлением гостя из Нидерландов, маэстро Винсента де Корта.
Нынешняя премьера – это уже второй совместный проект нашей оперной труппы с голландской компанией “Eurostade”. Первый подарил нам в прошлом году “Фальстафа” Верди. В постановочную группу и на этот раз вошли мастера из Королевства Нидерландов. Музыкальный руководитель и дирижер Винсент де Корт обучался дирижированию в Королевской консерватории в Гааге и стажировался в Санкт-Петербургской консерватории. Режиссер Давид Принс ставил оперы в Германии, Австрии и Бельгии. Он и наша труппа хорошо знают друг друга по работе над “Фальстафом”. Сценограф спектакля Мишель Вермерен известен не только как театральный художник, но и как постановщик телевизионных фильмов-опер “Аида” и “Борис Годунов”.
– Я счастлив, что меня пригласили в Казань на постановку спектакля, о котором давно мечтал, – говорит Давид Принс. – “Свадьбу Фигаро” ставлю впервые, влюблен в музыку Моцарта, восхищен его умением даже в самых маленьких партиях передать глубочайшие человеческие чувства. А работать с вашей труппой – одно удовольствие, ибо, когда мы ставили “Фальстафа”, я увидел, насколько талантливы она и другие ваши специалисты театрального дела.
Вы уже заметили, что в этой постановке мы не повторяем традиционные декорации и костюмы. Они оригинальны. Сохранив моцартовский дух, мы стремились создать такой спектакль, который вызовет у публики множество ассоциаций и даст пищу для размышлений о любви и ревности, подлости и благородстве. И еще одно хочу отметить. У Моцарта герои оперы разговаривают друг с другом, и вдруг неожиданно кто-нибудь из них обращается к залу. Так и у нас. Фигаро, Керубино, Барбарина общаются с публикой. И это живо воспринимается залом.
– Для меня и Давида работа над этим спектаклем стала увлекательным приключением, – признался Винсент де Корт. – Посмотрев у вас оперы Чайковского, Верди и “Алтынчеч”, я убедился, насколько высока культура вашей труппы в исполнении данного репертуара. Но Моцарт для вас явление новое, и его надо исполнять иначе. Это и пришлось объяснять музыкантам. Они привыкли играть полным сочным звуком, а Моцарт требует более прозрачного, очень драматичного, иногда даже гротескного. И я горжусь тем, что за короткий срок удалось изменить звучание оркестра. То же произошло и с певцами. В России оперное пение рассчитано на большие залы, и потому здесь, как правило, мощные голоса, которые слышно и в последнем ряду амфитеатра. Но в данном случае важно и другое – артикуляция. Речитативы, которыми полна “Свадьба Фигаро”, наполовину пропеваются, наполовину проговариваются. И это было внове вашим певцам. Однако и здесь они достигли успеха. Хочу также подчеркнуть, что нет разницы между вашими солистами и их коллегами из Петербурга и Москвы. Все поют прекрасно и при этом друг друга вдохновляют.
Своими мыслями о новой постановке поделились и другие участники премьеры.
Владимир Самсонов, заслуженный артист России, солист Мариинского театра, обладатель Гран-при и приза зрительских симпатий на конкурсе имени Марио дель Монако в Италии:
– “Свадьба Фигаро” сыграла особую роль в моей творческой жизни, став пропуском в большой оперный мир. В партии графа Альмавивы, которую пою и в вашем спектакле, я дебютировал на сцене Мариинского, а затем и Большого театра России. Я доволен тем, что в нынешней нетрадиционной постановке режиссер и дирижер согласились с тем образом графа Альмавивы, который был и в моих прежних спектаклях. Чувствую себя в вашей труппе, с которой пел во время ее зарубежных гастролей, очень хорошо. В ней немало отличных певцов. Татьяна Мазуренко, на долю которой в этом спектакле выпала, пожалуй, самая большая и трудная партия, – обещает стать звездой. Для этого у нее есть все данные – внешность, характер, талант. Очень многогранный и талантливый актер и певец Глеб Антонов, который также поет графа Альмавиву. У Валерия Иванова (Фигаро) – один из красивейших и редчайших голосов – драматический баритон. На Западе такой голос называют “черный баритон”, и таких певцов в мире единицы. На очень хорошем уровне – и актерски, и музыкально – в партии Марцелины Светлана Смирнова и другие ваши солисты. Мне лишь хочется пожелать им всем побольше оперных спектаклей и хороших режиссеров.
Нуржамал Усенбаева, народная артистка Казахстана и Татарстана:
– Петь Моцарта – моя давнишняя мечта. Это мой композитор, хотя петь его музыку очень трудно. Получаю радость от партии Розины и от этого спектакля, в котором участвуют такие профессионалы! У меня на этот раз (смеется) два мужа – два графа Альмавивы: в одном составе Глеб Антонов, в другом – Владимир Самсонов. Оба – прекрасные актеры и певцы, и я у них многому учусь.
Ваш театр давно стал для меня родным. А в этой премьере я пою уже в новом качестве – народной артистки Татарстана, которою стала недавно. И должна на двести процентов доказать, что заслужила это высокое звание. Сейчас нередко можно услышать: “К чему звания? Главное – это материальное поощрение таланта”. Но я считаю иначе. И отношусь к такому почетному званию с большим уважением.
Поделился своими впечатлениями и присутствовавший на премьере дирижер Государственного симфонического оркестра Татарстана и Большого театра России, профессор Фуат Мансуров:
– Я видел немало постановок этой оперы Моцарта и убедился, что в большинстве случаев режиссеры идут проторенными путями. А в этом спектакле много необычного, я бы даже сказал, смелого и озорного. Правда, сценография и костюмы современные. Но это не мешает нам наслаждаться волшебной моцартовской музыкой, и потому они имеют право на существование. В спектакле очень хорош ансамбль певцов и оркестра, который отлично звучал под управлением умелого и опытного маэстро Винсента де Корта. Хочется пожелать этому спектаклю театра имени Мусы Джалиля долгой жизни!