Любовь и память любящих побеждают смерть. Эту мысль Льва Толстого подтверждает судьба творческого наследия композитора Микаэла Таривердиева, ушедшего из жизни на взлете пять лет тому назад. С тех пор вдова композитора Вера Гориславовна неустанно поддерживает пламя любви к нему и его музыке. Благодаря ей увидели свет мемуары композитора. Она организует концерты, которые открывают нам нового, неизвестного Таривердиева: оказывается, кроме романсов и музыки к кинофильмам, им написаны оперы и балеты, сочинения для органа. Именно Вера Таривердиева стала инициатором и душой Международного конкурса органистов его имени, который нынче во второй раз прошел в Калининграде. Победителем этого конкурса стала воспитанница Казанской консерватории, ученица профессора Рубина Абдуллина, а ныне его коллега Лада Лабзина.
Недавно по предложению Веры Таривердиевой и при поддержке независимого благотворительного фонда “Триумф. Новый век” – одного из спонсоров таривердиевского конкурса – в Государственном Большом концертном зале РТ им.С.Сайдашева с успехом прошел концерт лауреата первого конкурса им. М.Таривердиева Жана-Пьера Стайверса (Нидерланды) и нынешнего – Лады Лабзиной. В их исполнении мы впервые услышали органные сочинения Микаэла Таривердиева.
– Концерт в Казани для нас очень значительное событие, – сказала Вера Гориславовна. – Он расширяет географию международного конкурса имени Микаэла Таривердиева и стал возможным потому, что здесь самый лучший в России орган и прекрасный концертный зал.
– Что движет вами во всех ваших добрых начинаниях?
– Прежде всего желание, чтобы музыку Микаэла Леоновича услышали как можно больше людей, в том числе и его музыку для органа, о существовании которой не догадывались даже те, кто знал и любил его творчество. Во-вторых, Микаэл Таривердиев был человеком очень благородных принципов в жизни и в искусстве, и нам хочется способствовать тому, чтобы они продолжали существовать в нашей музыкальной жизни.
Нынче Микаэлу Леоновичу исполнилось бы 70 лет. И нам удалось многое сделать в память о нем. Концерты прошли в Москве, Нижнем Новгороде, Твери. И вот сегодня концерт в Казани. Так что Микаэл Таривердиев – с нами.
– И Вера Гориславовна права, – говорит председатель жюри II Международного конкурса органистов им. М.Таривердиева профессор Рубин Абдуллин. – Он действительно с нами. Это мы ощущали и во время конкурса в Калининграде, и на сегодняшнем концерте.
– Рубин Кабирович, расскажите немного о конкурсе.
– В отличие от первого, состоявшегося два года назад, нынче участников было вдвое больше. Они представляли органные школы не только России и ряда других стран СНГ, но также Италии, Нидерландов, Чехии, Польши, Германии, Норвегии. Конкурсантам была предложена выстроенная по европейским канонам и очень трудная программа из произведений, требующих от них технического мастерства, зрелости и умения быстро ориентироваться за незнакомым инструментом.
– Вы возглавляли жюри. А кто еще был в нем из крупных органистов?
– Назову нескольких. Это Йон Лауквик – профессор из Норвегии, Ханс Хазельбек из Австрии, профессор Джилиан Киер из Великобритании. Вошел в жюри (таковы правила конкурса) и его первый лауреат Жан-Пьер Стайверс, а также директор всемирно известного музыкального издательства господин Сикорский, который издает, в частности, и сочинения Софии Губайдулиной, грузинский композитор Гия Канчели.
– В конкурсе на этот раз участвовали и ваши питомцы…
– Сразу скажу, что как член жюри я не имел права за них голосовать. И мне тем более приятно, что победителем конкурса стала Лада Лабзина. Это уже третья ее победа. Она лауреат II Всероссийского конкурса органистов, который состоялся в Казани ровно десять лет назад. Два года назад на международном конкурсе имени Ференца Листа в Будапеште она была удостоена большой золотой медали в номинации “Импровизация” (кстати, курса импровизации нет даже в Московской консерватории). И вот теперь у нее вновь первая премия. Отрадно, что и Ирина Цейтлина стала дипломанткой на этом конкурсе. Достойно представляли нашу консерваторию на двух турах конкурса и ученица Лады Лабзиной Ильсияр Сулейманова, и мои ученики – Виктор Ежов и Елена Эфинберг.
Для лауреатов и дипломантов этого конкурса открываются хорошие перспективы. Однако, хочу заметить, что многие российские музыканты, добившись успеха на конкурсах, выбирают жизнь за рубежом. Так произошло и с несколькими моими учениками. Елена Базова живет сейчас в Голландии, Виктор Ряхин из Архангельска перебрался в Норвегию. Оба преуспевают в органном исполнительстве. Но они могли бы стать украшением музыкальной жизни своей страны.
Горько сознавать, что многие консерватории России сейчас работают на экспорт. Получается, что, по европейским меркам, у нас образование очень дешевое в смысле денег и очень дорогое в смысле престижа. С нашим дипломом у музыкантов за рубежом никаких проблем, а мы теряем творческие силы и содержание нашей музыкальной культуры. Совершенно очевидно, что политика государства в этом плане должна кардинально измениться. То, что происходит, – это несправедливо по отношению к нашей стране, воспитавшей этих молодых людей, сделавшей их высококлассными музыкантами. И если не будут созданы благоприятные условия для их работы на родине, то наша музыкальная культура потеряет свой завтрашний день. Хочется надеяться, что и конкурс имени Микаэла Таривердиева, и Всероссийский конкурс, который уже дважды проходил в Казани, дадут новый импульс российской органной школе, и она все-таки выживет.