Казанский балетный марафон продолжается. Фестиваль хореографических училищ плавно перешел в конкурс молодых артистов балета, итоги первого тура которого были подведены вчера поздно вечером.
Высокий статус конкурсу придает авторитетнейшее жюри, в которое вошли мэтры балетного искусства – народные артисты СССР художественный руководитель московского театра “Русский балет” Вячеслав Гордеев и главный балетмейстер Национального академического театра балета Беларуси Валентин Елизарьев, народные артистки России Нина Семизорова и Ирина Хакимова, директор балета Мариинского театра Махар Вазиев и художественный руководитель “Колорадо Балет” (США) Мартин Фридман, лауреат международных конкурсов солист Национального балета Хельсинки Юкка Аромаа и другие.
Мы попросили некоторых членов жюри ответить на ряд вопросов: в чем они видят значение балетных конкурсов, какие ожидания связывают с нынешним и каковы их пожелания конкурсантам.
Вячеслав Гордеев:
– Конкурс всегда таит загадку, и мы, профессионалы, должны ее разгадать. Поэтому крайне важно, чтобы между членами жюри было взаимопонимание, был контакт. И это присутствует на нынешнем конкурсе. С Ниной Семизоровой мы работали в Большом театре, вместе танцевали. Не первый год знаю Валентина Елизарьева и вижу сходство наших эстетических позиций. Давняя дружба и совместное творчество связывают меня и с Ириной Хакимовой. Уже здесь, в Казани, состоялось приятное знакомство с художественным руководителем казанского балета Владимиром Яковлевым. Бесспорно, огромное впечатление как личность произвела Нинель Даутовна Юлтыева, которой в качестве организатора конкурса и председателя жюри в эти дни приходится особенно трудно.
Однако, судя по тому, что фестивальная часть казанского форума прошла довольно успешно, уверен, что и конкурс оправдает связанные с ним ожидания.
Мне как члену жюри важно предельно внимательно разглядеть каждого конкурсанта, увидеть зерно таланта. Необходимо поставить заслон дилетантизму, безвкусице, которые нередкие гости и на балетной сцене. И только что завершившийся фестиваль это тоже подтвердил. Считаю, что мы, люди старшего поколения, за плечами которых огромный сценический опыт, должны активнее влиять на развитие балетного искусства.
Нина Семизорова:
– Думаю, что благодаря нынешнему конкурсу в Казань еще больше будут стремиться известные танцовщики. Это будет полезно и для театра, и для зрителей. Балет, как и любое искусство, пробуждает в душе каждого человека лучшие чувства, что особенно важно сегодня, когда с теле- и киноэкранов льется поток жестокости, пошлости и бескультурья.
От нынешнего конкурса очень жду открытия новых имен. А конкурсантам желаю, чтобы им сопутствовала удача. Чтобы, совладав с волнением, они смогли показать себя во всем блеске своего таланта.
Юкка Аромаа:
– Конкурсы, без сомнения, важны, на них приобретаешь опыт, попадаешь в иные, чем на театральном спектакле, условия. Это тяжелее и строже, ведь второго шанса выйти на сцену и станцевать лучше нет.
Надеюсь увидеть у конкурсантов наличие академической школы как основы их дальнейшего творческого развития. И желаю молодым артистам работать, работать и работать. А еще – верить в то, что делаешь.
Ирина Хакимова:
– Для нашей республики проведение такого конкурса очень престижно. Хотелось бы, чтобы у него было продолжение, а количество его участников подкреплялось качеством. Как балерине мне интереснее видеть на сцене артистов, а не спортсменов, исполнителей, которые знают, о чем их танец…