Против течения

2 марта в Союзе писателей Татарстана состоится традиционное собрание “Итоги литературного года”.

Автор статьи: Ольга СТРЕЛЬНИКОВА

2 марта в Союзе писателей Татарстана состоится традиционное собрание “Итоги литературного года”. Его название говорит само за себя – речь пойдет о наиболее ярких произведениях, увидевших свет в 2000 году. Но не только. Обычно на такого рода ежегодных писательских собраниях разговор не ограничивается анализом литературной ситуации, а касается всех сторон жизни творческой организации. Во всяком случае, так было раньше, и атмосфера этих собраний очень напоминала писательские съезды – по накалу страстей, общественному резонансу…


В девяностые годы ситуация объективно изменилась. Творческие дискуссии ушли на второй план, поскольку многие писатели оказались в столь бедственном положении, что и не помышляли об издании новых книг. Немало упреков в связи с этим было высказано и в адрес руководства творческого союза. И хотя Союзу писателей Татарстана удалось тогда избежать раскола, перед его новым правлением, которое в июне 1999 года возглавил Фоат Галимуллин, встала очень непростая дилемма: остаться творческой организацией или свести всю деятельность Союза к функциям Литфонда, то есть к оказанию материальной помощи писателям, проведению юбилеев и т. п. Причем к тому времени многие творческие союзы, в том числе и у нас в республике, уже определились с выбором, практически свернув работу творческих секций…


– Фоат Галимуллович, скажите, что тогда, полтора года назад, придало вам уверенности пойти “против течения”? Я имею в виду ваше убеждение, что Союз писателей может и должен остаться прежде всего творческой организацией.


– Еще Габдулла Тукай сказал, что, имея в руках перо, негоже бояться… А потом, это был не только лично мой выбор. Одно то, что писатели Татарстана проголосовали за сохранение творческого союза, не пожелав делиться на мелкие кучки, как, скажем, это случилось с московскими или чувашскими писателями, уже ко многому обязывало и меня, и других членов правления. А нас, замечу, двадцать восемь человек, в том числе такие маститые писатели, как Равиль Файзуллин, Мусагит Хабибуллин, Гарай Рахим, Разиль Валеев, Зиннур Мансуров… Нам было легко найти общий язык, потому что мы все хотим одного – сохранить наш Союз как творческое ядро.


Мы сразу договорились, что будем работать на коллегиальной, демократической основе, и стараемся не отступать от этого принципа. Тем более что это в традициях нашей творческой организации. И одна из таких демократических традиций – ежегодное подведение итогов литературного года. Как вы уже отметили, эти собрания всегда проходили бурно, интересно, поскольку писатели не боялись открыто высказывать свое мнение, делиться наболевшим… Но если раньше это для них была своего рода отдушина, то сегодня в такой же демократичной и конструктивной атмосфере проходит практически каждое заседание правления. Все его решения, будь то анализ работы творческих мастерских или выдвижение на соискание литературных премий, принимаются только коллегиально, без всякого нажима сверху.


О творческих мастерских хотелось бы сказать особо, так как создание естественной творческой среды – одна из основных задач Союза. Эту работу мы начали с укрепления руководства основных творческих ячеек. Скажем, Зиннур Мансуров, главный редактор газеты “Мадани жомга”, возглавил мастерскую поэзии. И, надо сказать, интересно повел работу. Здесь прошли жаркие диспуты о жанре поэмы, о песенных текстах, состоялось обсуждение творчества отдельных поэтов.


Мы также открыли творческие мастерские по критике и художественному переводу. Первую из них возглавил Мансур Валеев – известный литературный критик и умелый организатор. Так, в декабре прошлого года в его мастерской состоялся большой и интересный разговор о произведении Вахита Имамова “Могикан”. По предложению этой же мастерской была учреждена литературная премия имени Джамала Валиди – за достижения в области критики. И такие примеры я мог бы привести из жизни каждой мастерской…


– А чем отличаются творческие мастерские от прежних секций Союза писателей, которые объединяли поэтов, прозаиков, критиков?..


– Структурно, можно сказать, ничем. Но само слово “секция” перестало ассоциироваться у писателей с живым делом, процессом творческого общения. Скорее, оно говорило об их формальной принадлежности к тому или иному литературному цеху. Столь же формально зачастую проходили и заседания секций, творческое ядро которых составляли, как правило, люди преклонного возраста. А сегодня в Союз пришло много молодежи, которые в хорошем смысле хотят самоутвердиться, жаждут общения. Вот мы и решили переименовать секции в творческие мастерские, поскольку это название точнее выражает содержание их работы.


– Союз писателей всегда был самым многочисленным, и сегодня, как я поняла, желающих вступить в него не стало меньше. И это тогда, когда в другие творческие союзы, говорят, молодежь калачом не заманишь…


– Среди новых членов нашего Союза – люди разного возраста. К примеру, только что мы приняли 70-летнего талантливого поэта Ризу Шафи, который живет в Удмуртии. Идията Аширова из Пермской области и Лену-ханум Садыкову из Ульяновска тоже нельзя назвать молодыми. Однако, наряду с ними, наши ряды пополнили 20-25-летние Алмаз Гимадиев, Сюмбель Гафарова, Лиана Амирханова и другие. Работе с молодыми у нас всегда уделялось особое внимание. В частности, очень бережно относятся к молодым талантам в Набережных Челнах и Альметьевске, где уже много лет существуют отделения Союза писателей.


– А как складываются ваши отношения с татарстанским отделением Союза российских писателей, которое открылось в Набережных Челнах и взяло под свое крыло русских и русскоязычных авторов? В частности тех, кто в свое время безуспешно пытался вступить в Союз писателей Татарстана…


– Тесных контактов мы не поддерживаем, но лично я нормально отношусь к тому, что в республике появилась ещё одна писательская организация. Тем более что ее возглавляет “наш” Николай Алешков. И, кстати говоря, не он один является одновременно членом нашего Союза. Не заказана дорога к нам и для остальных.


Сегодня в нашей мастерской русской литературы, которой руководит Владимир Корчагин, состоит более тридцати писателей. Мы выделили им просторную комнату, оказываем и другую помощь. В частности, нами совместно с администрацией Лаишевского района учреждена премия имени Гаврилы Державина, которая присуждается за достижения в области русской литературы.


Не думаю, что отделение Союза российских писателей было создано “в пику” нам. Писатели вправе выбирать и объединяться с теми, с кем им хочется, и хорошо, что такая возможность у них теперь есть.


– И все же, кроме творческих замыслов, многих писателей одолевают мысли о хлебе насущном… В плане социальной защиты на какую помощь они вправе рассчитывать, переступая порог Союза писателей?


– Если требуется оказать материальную помощь особо нуждающимся или обеспечить полноценным лечением писателей с пошатнувшимся здоровьем – в этих и подобных ситуациях мы никогда не остаемся в стороне. Не хватает своих средств, направляем ходатайства в Фонд поддержки культуры при Президенте Республики Татарстан. В любом случае в трудную минуту наши писатели не остаются без помощи.


В последнее время заметно активизировал свою деятельность Фонд милосердия, которым руководит писательница Мадина Маликова, преисполнен той же благородной миссии и наш Совет старейшин. Недавно, к примеру, мы организовали приезд в Казань Рафаэля Такташа из далекого Ташкента для участия в торжествах по случаю столетия со дня рождения его отца. Не без нашего участия Лейла-ханум Каримова наконец-то смогла поклониться могиле своего отца – писателя Фатиха Карима, похороненного в Калининградской области…


Пожалуй, сейчас уже можно говорить о восстановлении справедливости по отношению к тем писателям, чей талант и творческие достижения долгое время не получали должного признания. Так, поистине счастливым для любителей татарской поэзии стал день, когда они узнали о присуждении Тукаевской премии поэту Зульфату… А на днях пришла ещё одна радостная весть – наш Президент подписал Указ о присвоении высокого звания “Народный поэт Республики Татарстан” Фанису Яруллину.


– И тем не менее, в адрес правления Союза писателей продолжает звучать критика. Возможно, некоторые из ваших оппонентов воспользуются и трибуной предстоящего собрания…


– Надеюсь, что те, кто нас критикует, руководствуются благими побуждениями. Случается, они подбрасывают нам замечательные идеи, и не только с трибуны, но и в обычном разговоре. Кого я не перевариваю, так это равнодушных людей.


Слов нет, впереди непочатый край работы. И мы это знаем. А чего не знаем – подскажут коллеги. Надеюсь, что, подводя итоги литературного года, они будут справедливы и в оценке нашей деятельности. Ведь прошло всего полтора года, а чтобы реализовать все наши планы, в том числе и по части социальной защиты писателей, требуется гораздо больше времени. Ничего не происходит по мановению волшебной палочки, а потому мы открыты для конструктивного диалога, который поможет поднять творческий авторитет нашей организации и прибавить писателям уверенности в завтрашнем дне.


Я намеренно не стал останавливаться на чисто творческих проблемах, которым будет уделено все же основное внимание на предстоящем писательском собрании. Готовится семь-восемь докладов, и каждый из них, уверен, даст пищу для новых размышлений.


Беседовала

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще