Казанский Кремль в списке значится…

– О-о, синьор, после посещения египетских пирамид и греческого Акрополя, созерцания памятников архитектуры Ватикана и статуи Свободы мы с вами будто бы попали в другое измерение.

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

– О-о, синьор, после посещения египетских пирамид и греческого Акрополя, созерцания памятников архитектуры Ватикана и статуи Свободы мы с вами будто бы попали в другое измерение.


– Вы правы, сэр. Эта крепость – весьма экзотичное место. Слева – мусульманский храм, справа – христианский собор. А башня… Да-да, спасибо за подсказку, Сююмбике, конечно, своим “падением” напоминает вашу Пизанскую кампанилу…


– Мсье, рекомендую – загляните в местное бистро. Золотоордынский декор. Пикантные блюда… Как там по-татарски? Ах да, эчпочмак…


– Господа, вы видели? На стене одной из раскопанных башен сохранились даже следы копоти, оставшейся со времен взятия Казани Иваном Грозным…


– Несомненно, сей памятник всемирного наследия можно поставить в ряд с теми, что мы имели счастье увидеть в этом турне.


(Картинка из будущего – разговор туристов при посещении Казанского Кремля).


Это случилось. Кульминацией трехлетней упорной борьбы Президента и Правительства республики, администрации Казани и, конечно же, татарстанских ученых за международное признание Казанского Кремля стало его включение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Как мы уже сообщали, решение принято 24-й сессией Комитета всемирного наследия, которая работала в течение недели в австралийском городе Кернсе. Татарстан представляла делегация в составе первого заместителя полномочного представителя РТ в РФ Михаила Столярова, заместителя министра культуры РТ Рафаэля Валеева, мэра Казани Камиля Исхакова, главного архитектора музея-заповедника “Казанский Кремль” Рустема Забирова.


Для справки. В ноябре 1972 года Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия. За все предыдущие годы и по сегодняшний день конвенцию ратифицировало 161 государство (первыми были США). Эти страны раз в два года на Генеральной ассамблее избирают Комитет всемирного наследия, который выносит на свои сессии предложения о включении в Список всемирного наследия объектов, находящихся на территории государств – членов конвенции. Если сессия принимает положительное решение по тому или иному памятнику, то он становится достоянием всего человечества. Сегодня в списке значится 691 объект.


Боя не состоялось

Итак, наш Кремль стал 15-м по счету в перечне российских объектов, включенных в список. И второй после Московского Кремля крепостью, взятой под эгиду ЮНЕСКО.


– Прошлой зимой в Казань приезжали эксперты ЮНЕСКО, изучали: соответствует ли Кремль тем критериям, по которым комитет оценивает претендента на международное признание, – вспоминает Рустем Забиров. – Единственная возникшая тогда неясность – это границы охранной зоны вокруг крепости. Летом этого года в Париже, на предварительном рассмотрении комитетом представленных по Кремлю материалов, вопрос об охранной зоне был снят – к тому времени уже вышли соответствующие постановления Кабинета Министров республики и главы администрации Казани. Так что в Австралии “защита” нашего проекта прошла на удивление легко, быстро, без вопросов. Боя не состоялось, хотя “защитники” других объектов отбивались от своих оппонентов по нескольку часов.


– Здесь сыграла роль и предварительная информационная атака на членов комитета, – добавляет Камиль Исхаков. – До слушания всем были розданы буклеты и книги о Казанском Кремле, а в фойе демонстрировался документальный фильм о нем.


– Можно выделить три основные причины, почему члены комитета единодушно признали казанскую цитадель всемирным наследием, – считает директор музея-заповедника “Казанский Кремль” Ильдус Вахитов. – Первая: наша твердыня является единственной в мире татарской крепостью, сохранившейся до сегодняшних дней. Вторая: Кремль считается выдающимся образцом синтеза татарской и русской архитектур. И третья: экспертов ЮНЕСКО поразило уникальное соединение булгарской, золотоордынской, итальянской, русской и татарской культур, образцы которых можно увидеть на территории крепости и сегодня.


Мечеть – это не Дворец съездов

Некоторые средства массовой информации высказывали определенные сомнения по поводу того, что ЮНЕСКО решится взять Казанский Кремль под свою эгиду, ведь одним из условий включения памятника в Список всемирного наследия является табу на новое строительство в пределах зоны объекта. А тут – Кул Шариф, Президентский дворец. Из ансамбля Московского Кремля, к примеру, “выпал” Дворец съездов – не признало его ЮНЕСКО достоянием человечества.


– Мы же не Дворец съездов КПСС строим, а всенародно почитаемое культовое сооружение. И стараемся максимально воссоздать то, что было на территории Кремля в прошлые века, руководствуясь при этом историческими документами, – объясняет Ильдус Вахитов. – По одним источникам, на территории крепости было три мечети, по другим – пять. Место, на котором строится Кул Шариф, обосновано учеными. К тому же здесь обнаружены фрагменты фундамента некоего сооружения. Правда, нельзя с достоверностью утверждать, что они принадлежат именно древней мечети Кул Шариф.


И прототип Президентского дворца существует: изначально старинное сооружение было одноэтажным, затем двух-, трех-, четырехэтажным. Мы воссоздали здание таким, каким, согласно многим источникам, оно выглядело в XVIII-XIX веках: два этажа дворца “уходили” под землю, а два – возвышались над землей.


Поэтому Казанский Кремль, в отличие от Московского, вошел в список целым комплексом.


Для справки. В рамках конвенции создан Фонд охраны всемирного культурного и природного наследия, оказывающий конкретную финансовую и техническую помощь странам, обладающим ограниченными ресурсами. Фонд может предоставить долгосрочный заем, а в особых случаях и невозвратный грант. Если наследию грозит серьезная опасность, к примеру, разрушение в результате стихийных бедствий, то фонд оказывает экстренную помощь.


Интересы не только меркантильные

– Все началось с указа Президента Татарстана Минтимера Шаймиева о создании музея-заповедника “Казанский Кремль”, – рассказывает советник при Президенте РТ – директор Института истории АНТ Рафаиль Хакимов. – И в эти дни произошло знаковое событие: единственный памятник, оставшийся с татарских времен, символизирующий толерантность разных народов, культур, религий, стал всемирным достоянием. Это справедливо, ведь, к примеру, башня Сююмбике является символом для татар всего мира – финских, американских и других.


Теперь казанская цитадель будет включена во всемирную туристическую схему, где отмечены наиболее значимые места. А, как известно, туризм – дело прибыльное. Но прежде, в течение ближайших лет, нужно проделать огромную работу по реставрации Кремля, построить музеи, развлекательные центры, магазины и прочее.


Но не одними меркантильными интересами живет государство. Высокоразвитое общество держится на цивилизованных межэтнических, межконфессиональных отношениях, на культуре. Средоточие культурных ценностей Татарстана находится в Кремле. Кто не думает о прошлом – не имеет будущего. Отсюда – огромная значимость казанской твердыни в воспитании подрастающего поколения.


В связи с вышеперечисленным мы подготовили проект научной Концепции сохранения, реставрации и использования ансамбля Казанского Кремля, которую в ближайшее время Правительство республики планирует утвердить, – заключил Рафаиль Хакимов.


Ко всему прочему, добившись включения национального оплота в перечень мирового достояния, республиканские и казанские власти возложили на себя и огромную ответственность за его благополучие. Комитетом создана система мониторинга, позволяющая следить за сохранностью объектов. А в конвенции зафиксировано: правительства государств, на территории которых расположены объекты всемирного наследия, берут на себя обязательства по их сохранению.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще