Возвращение «Галиябану»

Татарский академический театр им. Г.Камала открыл юбилейный 110-й сезон премьерой спектакля «Галиябану» по одноименной пьесе Мирхайдара Файзи, написанной без малого сто лет назад. «Галиябану» часто называют повестью о татарских Ромео и Джульетте. Историю трагической любви юных Галиябану и Халила, убитого из-за ревности соперником – состоятельным землевладельцем Исмагилом, знают в каждой татарской семье…

Автор статьи: Александра ДАШИНА

Фото: kamalteatr.ru

information_items_10124323

Татарский академический театр им. Г.Камала открыл юбилейный 110-й сезон премьерой спектакля «Галиябану» по одноименной пьесе Мирхайдара Файзи, написанной без малого сто лет назад.

«Галиябану» часто называют повестью о татарских Ромео и Джульетте. Историю трагической любви юных Галиябану и Халила, убитого из-за ревности соперником – состоятельным землевладельцем Исмагилом, знают в каждой татарской семье, от поколения к поколению она переходит, по словам режиссера спектакля Ильгиза Зайниева, «вместе с молоком матери». А потому ни у кого не возникает вопроса, почему из всей татарской классики театр выбрал именно «Галиябану». Тем более что со времени последней постановки пьесы М.Файзи на камаловской сцене минуло почти четверть века. А нынешняя в каком-то смысле тоже юбилейная – десятая…

Напомним: впервые «Галиябану» была поставлена в Казани в апреле 1918 года силами легендарной труппы «Сайяр». Вместе с этой пьесой на татарской сцене зародился новый жанр – музыкальная драма. Музыку к спектаклю написал тогда еще начинающий композитор Салих Сайдашев, использовавший в качестве лейтмотива татарские народные напевы. Сайдашевские композиции звучали и во всех последующих постановках «Галиябану», не прерывает этой традиции и десятое, юбилейное прочтение пьесы М.Файзи. Причем никаких фонограмм – музыка Сайдашева звучит в живом исполнении оркестра театра (дирижер – Фуат Абубакир), привнося в атмосферу спектакля особую трепетность и прозрачность, сопровождающие весеннее пробуждение природы и человеческой души.

Участие в спектакле «Галиябану» всегда было серьезным испытанием для молодых артистов. Галиябану – Гузель Гюльвердиева.Театр остался верен и другой традиции, доверив главные роли совсем молодым актерам: Гузель Гюльвердиевой (Галиябану), Фаннуру Мухаметзянову (Халил) и Алмазу Гараеву (Исмагил). И надо сказать, что для них это было непростым испытанием: законы жанра требуют от исполнителей «Галиябану» не только актерского мастерства, но и хороших вокальных, музыкальных данных. «Играть на музыкальных инструментах я умею, но именно ту гармонь, которая используется в спектакле, я взял в руки впервые», – признается Фаннур Мухаметзянов. Потребовался артистам и педагог по вокалу, в этой роли выступила известная татарская певица Айгуль Хайри.

Художником новой постановки «Галиябану» является Булат Ибрагимов. Как и его предшественники, он ставил перед собой задачу бережного воссоздания на сцене традиционного деревенского быта, использовав в оформлении мотивы татарского ручного ткачества. Полотнища, развешенные в глубине сцены, весьма искусно имитируют природный ландшафт, разнокалиберные покосившиеся изгороди и деревенскую околицу, где вечерами собирается молодежь.

  • Камаловский зритель, приходя на спектакль «Галиябану», заведомо знает, где он будет смеяться и где – плакать, но ничего зазорного в такой предсказуемости нет

«Галиябану» имеет богатую постановочную историю, в том числе на сценах других национальных театров, и, безусловно, на нас давил большой груз ответственности, – говорит режиссер спектакля Ильгиз Зайниев. – У зрителя уже есть определенные ожидания, спектакль успел обрасти постановочными штампами. И перед собой я ставил задачу пробраться к оригинальному тексту. Персонажей я постарался сделать реальными – из плоти и крови, а не фольклорными сувенирами. При этом мы понимаем, насколько история Галиябану дорога нашему зрителю, и к пьесе мы отнеслись с уважением».

Действительно, камаловский зритель, приходя на спектакль «Галиябану», заведомо знает, где он будет смеяться и где – плакать, но ничего зазорного в такой предсказуемости нет. Фактически «Галиябану» – это предтеча «Голубой шали», феномен которой в значительной степени замешан на татарской ментальности, глубокой убежденности зрителей в том, что происходящее на сцене возвращает их к некой исходной точке, к истокам, одним словом, что само по себе рождает непередаваемые ощущения и всплеск эмоций. Без этой живой зрительской реакции невозможно представить и спектакль «Галиябану». Дыхание зрительного зала здесь тоже является частью художественной ткани, причем очень важной частью, способной примирить с бесхитростным сюжетом, наивными любовными излияниями и бутафорскими деревцами.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще