Люди с потенциальными возможностями

Говорят, у незрячих – прекрасный слух. Музыканты из них выходят невероятно талантливыми, это правда. Именно такие – люди с обостренными чувствами – собрались на днях в Казани на «круглом столе» второго фестиваля «Арт-ковчег». Разговор об образовании и работе показал: инвалиды хотят развиваться, только вот ресурсов нет.

Автор статьи: Лидия ЕРМОЛАЕВА

information_items_10124193

В Казани состоялся второй фестиваль слабовидящих и незрячих талантов «Арт-ковчег»

Говорят, у незрячих – прекрасный слух. Музыканты из них выходят невероятно талантливыми, это правда. Именно такие – люди с обостренными чувствами – собрались на днях в Казани на «круглом столе» второго фестиваля «Арт-ковчег». Разговор об образовании и работе показал: инвалиды хотят развиваться, только вот ресурсов нет.

ВОЛЯ И ТРУД

Фестиваль стартовал с беседы на тему трудностей в жизни рядового инвалида по зрению. При этом «круглый стол» проходил без самого стола. В дружеской обстановке в клубе «Циферблат», на диванах с чаем и музыкой встречаем педагогов и иногородних гостей.

В центре внимания – незрячие музыканты, их таланты и трудности. Дмитрий Бикчентаев, педагог и организатор фестиваля, считает девизом встречи «Успех». А гости здесь действительно успешные.

Например, Раф Минеев из Екатеринбурга. Композитор, аранжировщик и пианист. Его талант в свое время оценили Рэй Чарльз, Олег Лундстрем и Дебора Браун. Он выступал с ними на одной сцене.

Нафсед Чениб из Адыгейска пела гимн Паралимпиады-2014 в Сочи. Красивую девушку с восхитительным голосом признают, дают призовые места на конкурсах и фестивалях. Ей даже посчастливилось петь в хоре вместе с Монтсеррат Кабалье и перед папой римским Иоанном Павлом II в Ватикане.

Назвать возможности этих людей ограниченными не поворачивается язык.

Разговор заходит о том, как зарабатывают инвалиды по зрению и почему им отказывают в работе. Раф Минеев считает, что преграды создают не только работодатели – боятся брать инвалидов. Сами незрячие создают себе барьеры в голове. «Многие привыкли вариться в своем соку, не борясь», – говорит он.

«Доверия к незрячим музыкантам нет даже в работе. Им не платят за концерты, – говорит Нафсед. – А хотелось бы работать на общих условиях с теми же оркестрантами или хористами».

ДАВАЙТЕ ПЕРЕНИМАТЬ

Нафсед Чениб много ездит по миру, была в Европе и Северной Америке, поэтому об отношении к незрячим в России судит по зарубежному опыту. «В провинциальном американском городке у незрячих студентов есть брайлевские книги. Университет предоставляет необходимую литературу и даже двух ассистентов. А у нас одну страницу на шрифт Брайля переводят три месяца», – делится певица.

Последние годы специалисты и педагоги спорят, какое образование для слабовидящих и слепых лучше. Если коррекционные учреждения готовят инвалида к будущей адаптации в обществе, то инклюзивное образование позволяет с раннего возраста учиться и общаться с другими детьми, быть в социуме с самого начала.

  • «У нас есть актовый зал! Приспособленный, в рекреации», – радостно говорит директор единственной коррекционной школы в Казани. Собравшимся и радостно, и грустно

Нафсед и педагоги поддерживают развитие инклюзивного образования в России. «В коррекционных школах хорошо написаны программы, но на местах они соблюдаются крайне редко. Меня, например, даже не учили ориентироваться с тростью, приходилось доходить до всего своим умом. В нашей стране в вопросе адаптации слепых нужно расти и расти. У нас элементарно не производят хорошие трости. Давайте перенимать и развивать», – подытоживает Нафсед.

О неразвитости нынешнего коррекционного образования говорят и педагоги. Екатерина Рожкова – директор специальной школы №172 для слепых и слабовидящих в Казани. Это единственная школа в городе, где обучают инвалидов по зрению.

«К нам приходит много детей с ограниченными возможностями, а в школе даже нет адаптированного оборудования, – рассказывает Екатерина Рожкова. – Вопрос об открытии школы-интерната в столице не стоит. А она нужна».

ОТ БАРЬЕРА!

Взять на воспитание незрячего ребенка может только тот, кто хочет этого сам. Учителя на просьбу заниматься с инвалидом отвечают категорическим отказом. Главы музыкальных школ сетуют, что педагоги боятся учить незрячих детей. Во многом из-за отсутствия подобного опыта. Кто решится – придумывают методику сами, буквально на ходу.

«Работать с такими детьми есть риск. Ты должен перешагнуть через что-то , – уверен Дмитрий Бикчентаев. Он сам преподает музыку незрячим ребятам и даже создал с ними ансамбль «НеЗаМи». – Мне как-то сказали: чтобы работать с детьми-инвалидами, нужно быть жестоким. Я с этим не согласен!»

И правда: ну чем незрячие люди отличаются от большинства? Только тем, что нуждаются в других книгах, автобусах и помощи на улице. Они, как все, следят за собой, хорошо одеваются и хотят носить красивые вещи. Они учатся в вузах, путешествуют, зарабатывают, строят семьи. И барьеры в голове у всех нас тоже похожие…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще