Безлюдный пляж острова Свияжск. У воды сооружен шалаш из веток. Рядом ждет лодка. На камнях готовится обед. Так выглядят «декорации» к эскизу спектакля «Сказка о царе Салтане»…
Уже второй год театральная лаборатория «Свияжск АРТель» собирает на острове-граде искушенную публику. В Год литературы источником вдохновения для молодых участников лаборатории стали сказки Пушкина. Свое авторское видение до боли знакомых сюжетов представили в минувшие выходные три режиссера из разных городов. А воплотили их задумки казанские студенты и актеры ТЮЗа.
Эскизы к спектаклям отличаются от театральных постановок. Развитие действия здесь подсказывает само место. Например, если в сказке есть море, то действие происходит на берегу реки. Дома героев тоже настоящие, туда можно зайти и из окошка выглянуть. Никаких кулис, занавеса и оркестровой ямы – все на виду. А сказки хоть и детские, но взрослых зрителей увлекают не меньше.
Участники лаборатории – актеры и режиссеры – в течение десяти дней готовили представления по выбранным сказкам. На суд зрителей было представлено три эскиза: «Сказка о царе Салтане» режиссера Радиона Букаева (Елец), «Сказка о попе и работнике его Балде» от Дмитрия Егорова (Санкт-Петербург) и «Золотой петушок» в постановке Елизаветы Бондарь (Москва).
Каждый эскиз – это маленький спектакль со своей темой и режиссерской концепцией. Так, в прологе и эпилоге «Сказки о царе Салтане» мы видим зарисовку об отце и сыне, которые сначала ссорятся, а потом мирятся… Такова «проекция» сказки на современность. Радион Букаев усмотрел в ней всегда актуальную тему взаимоотношений отцов и детей. «Гвидон – изгнанник. Он очень хочет, чтобы к нему приехал отец, он ждет его. На мой взгляд, это история об их отношениях», – считает режиссер. Кроме того, Свияжск, по его мнению, похож на остров Буян, отсюда и выбор произведения.
«Сказка о попе и работнике его Балде» творческими усилиями режиссера Дмитрия Егорова приобрела необычный формат «бродилки». В обычном театре зрители сидят на месте, меняются только декорации на сцене. Здесь же актеры и зрители вместе переходят с места на место: двор поповской усадьбы, «море» и снова дом. Зрители, а также примкнувшие к ним любопытствующие туристы и местные жители перемещаются по острову в сопровождении баяниста.
Здесь тоже мифическое переплетается с нашими реалиями. Поп ездит на иномарке. Черти передвигаются на лодке и своим дресс-кодом напоминают бандитов из «лихих девяностых». Балда ходит по двору с электрической газонокосилкой и «сносит промеж ног» настоящую лошадь.
Действие «Золотого петушка» происходит на уроке физкультуры. Один из учеников падает в обморок и, очнувшись, попадает в другой мир. Или ему это снится: будто он царь Дадон, а новенькая из их класса – Шамаханская царица. При этом никаких царских или восточных одежд: Дадон – в шортах и кедах, царица – длинноногая брюнетка на шпильках. К тому же играет ее профессиональная певица. Эскиз Елизаветы Бондарь вообще музыкальный, в нем также участвуют скрипач, пианист и виолончелист. «Золотой петушок» – произведение памфлетной формы, и взрослые видят в этой сказке совсем другие смыслы, – говорит режиссер. – Но мы старались не заходить слишком далеко, ведь наш эскиз предназначен в первую очередь для детской аудитории».
Несмотря на дождливый день, актеры играли хорошо, а зрители, вооружившись зонтами, не расходились. Дети однозначно были увлечены происходящим и даже подсказывали Балде, где скрывается поп от положенных ему щелчков. Но и взрослые во время представления от души смеялись и охотно вовлекались в действие, с удивлением как бы заново открывая для себя сказки Пушкина.
Напомним, что неизменным организатором театральных лабораторий в Свияжске является фонд поддержки современного искусства «Живой город», на счету которого уже немало столь же необычных творческих инициатив. Так, буквально на днях в Казани стартует еще один проект «Живого города» – театральная лаборатория для подростков «Классная драма». Ее участники – дети из неблагополучных и многодетных семей, «трудные» подростки и т.д. – под руководством профессиональных драматургов напишут короткие пьесы на свободную тему, которые затем будут поставлены на сцене театра им. Г.Камала и Казанского ТЮЗа. И здесь же 29 августа состоятся показы «спектакля-альманаха».