На днях в Казанском театре юного зрителя прошел юбилейный вечер актера Александра Яндаева. Ему исполнилось шестьдесят. У зрителей была возможность увидеть спектакль «Приключения Свена» с участием юбиляра, а также получить на память театральную программку с автографом артиста.
Александр Яндаев служит в Казанском ТЮЗе с 1989 года. За это время им создан ряд интересных разноплановых образов. Подлинным взлетом в его актерской судьбе стала роль Тэппо Раасекоола в спектакле «Погром» по роману Бориса Васильева «И был вечер, и было утро» (спектакль получил в 1992 году Государственную премию России). Впрочем, в каждой своей роли Александр Яндаев удивительно органичен и обаятелен.
– Александр Петрович, как вы пришли в театр?
– Театром я увлекся на третьем курсе КАИ, занимался там в народном театре. До этого вообще об актерской карьере не думал. После окончания Казанского театрального училища четыре года работал в Северо-Казахстанском областном русском драматическом театре им. Н.Погодина. Затем вернулся в Казань и уже 26 лет работаю в ТЮЗе.
– Как за это время изменились театр и зритель?
– Наверное, между театром и зрителем стало меньше тайны. Раньше они были как будто отдельно, а сейчас сомкнулись. И зрители сейчас больше посвящены в театральную жизнь. В свое время актер Качаловского театра Евгений Кузин мне говорил: «Куда ты идешь, ты же взрослый человек! Театр уже никому не нужен!» Каждый год
– Бывало так, что вам давали одну роль, а вы хотели бы сыграть другую?
– Нет. Какую роль дали – такую и играем, как данность. Сразу начинаешь в нее погружаться, озадачиваться персонажем. О других ролях пусть думают те, кто их играет. Все мои герои в какой-то степени на меня похожи и не похожи одновременно. Наверное, я хотел бы сыграть героя, похожего на меня, только плохо себя знаю. Я тоже разный. Когда читаю пьесу, никогда не могу сказать: «Это про меня!»
– Были ли моменты, когда хотелось уйти из профессии?
– Нет, уйти из театра никогда не хотелось. Умозрительно мне кажется, что было бы интересно работать с деревом. Но у меня нет способностей художника, рисую, как ребенок. Режиссером тоже никогда не хотел быть. Это совсем другая профессия. Говорят, я эгоист в своей роли, думаю только о ней. А режиссеру нужно обо всех персонажах сразу думать. В молодости, чтобы подработать, я вел драмкружки в школах, Дворце пионеров. Но мне это не особо нравилось.
– У вас был опыт работы в полнометражном кино ( «Бибинур», «Собака»). Понравилось?
– Сам процесс съемок утомителен. В театре гораздо интереснее. Играешь – и сразу чувствуешь реакцию зрителя. В кино этого нет. Зритель потом приходит, когда все уже сыграно и изменить ничего нельзя. И сам кинопроцесс довольно тяжелый: можешь прождать целый день и поработать пять минут. Но если пригласят еще раз – пойду.
– Можно ли играть на сцене без специального образования?
– В отдельных случаях да. Например, Всеволод Якут не имел специального образования, а стал народным артистом СССР. Как-то я сам его спросил: «Всеволод Семенович, вы где учились?» Он мне ответил: «Я плохо окончил среднюю школу – это все мое образование». Некоторых учить – только портить. А вообще, образование нужно, конечно. И обязательно надо читать классику. Там есть все.
– Какие спектакли вам нравятся больше – детские или взрослые?
– Ко всем спектаклям – и детским, и взрослым – отношусь и готовлюсь одинаково серьезно. Разница лишь в том, что в детском спектакле понять мотивы персонажа гораздо проще. Из драматургов люблю Чехова, Островского, Сухово-Кобылина.
– Что поддерживает ваш интерес к профессии?
– Возможность прожить другую жизнь. Мне это нравится. Еще когда зритель аплодирует, смеется, плачет – это дает заряд радости, бодрости. Самокопание в образе тоже поддерживает интерес к профессии.
– Какие забавные приметы есть у артистов?
– Если тетрадка с ролью упала, надо на нее сесть и встать вместе с ней. Бывало, люди в лужи садились… А еще семечки в театре грызть нельзя, в том числе актерам.