Миру не надо объяснять, что такое Нуриевский фестиваль

Завтра в Казани открывается XXVII Международный фестиваль классического балета им. Р.Нуриева. О том, как влияет на театр проведение балетного фестиваля, чего ждать от выступления Дортмунд-балета в Казани и как «Золотая Орда» стала пророческим произведением, рассказал нашему корреспонденту художественный руководитель балета театра им. М.Джалиля Владимир Яковлев.

Автор статьи: Дина ХАКИМОВА

information_items_10111836

Завтра в Казани открывается XXVII Международный фестиваль классического балета им. Р.Нуриева.

О том, как влияет на театр проведение балетного фестиваля, чего ждать от выступления Дортмунд-балета в Казани и как «Золотая Орда» стала пророческим произведением, рассказал нашему корреспонденту художественный руководитель балета театра им. М.Джалиля Владимир Яковлев.

– Владимир Алексеевич, как бы вы обозначили концепцию предстоящего фестиваля?

– Концепция Нуриевского фестиваля неизменна: это международный фестиваль классического балета. Ежегодно на роли в классических спектаклях мы приглашаем замечательных артистов из разных стран. А в этом году в фестивале также впервые примет участие труппа Дортмунд-балета из Германии.

Балетный мир чрезвычайно богат талантами, и наша задача заключается в том, чтобы предоставить возможность жителям и гостям столицы Татарстана познакомиться со всем лучшим, что есть в мировом балете. Участвующие в фестивале артисты не раз танцевали на казанской сцене. Достаточно назвать Светлану Захарову, которая, будучи восходящей звездой Мариинского театра, много лет назад блистательно выступила на подмостках нашего театра в роли Жизели. Ныне же казанцам предстоит встреча с ней той же роли Жизели) в качестве уже состоявшейся звезды мирового балета.

Несомненно, открытием для нашего зрителя станут солисты Парижской оперы, Кубинского балета, также будут представлены американские и лондонские балетные труппы, приедут танцовщики из Японии. Разумеется, среди участников Нуриевского фестиваля будут солисты и российских театров – Большого и Мариинского, а также театра «Кремлевский балет».

Несмотря на то что ежегодно состав гастролеров меняется, тем не менее наиболее ярких, непревзойденных в своем амплуа артистов мы приглашаем выступить в той же партии и на следующем фестивале. Так, Андрей Меркурьев уже не впервые будет танцевать в «Дон Кихоте» партию Эспады.

– Какие еще гости ожидаются на фестивале?

– Исполнительский состав подобрался поистине грандиозный как в качественном отношении, так и в количественном – более 80 человек. Партнером Захаровой в «Жизели» станет Сергей Полунин (Московский музыкальный театр им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко). Полагаю, многие прекрасно знают его как победителя телепроекта «Большой балет» на канале «Культура».

Впервые зрители увидят на фестивальной сцене и таких исполнителей, как Роберта Маркес ( «Ковент-Гарден», Лондон) и Роландо Сарабия (Балет Майями), которые исполнят главные партии в «Лебедином озере». В «Дон Кихоте» же будут солировать артисты Кубинского национального балета. В «Баядерке» в заглавных ролях – Оксана Скорик и Ким Кимин из Мариинского театра. Ким Кимин (кореец по национальности) уже участвовал в Нуриевском фестивале в прошлом году. Роль Гамзатти в этом спектакле исполнит Джой Вомак ( «Кремлевский балет»).

– На фестиваль впервые приедет Дортмунд-балет. Его постановки выполнены в русле классической хореографии?

– Несмотря на то что наш фестиваль посвящен классическому балету, мы регулярно включаем в программу современные постановки, в основном это происходит на гала-концертах. В этом же году островком современной хореографии станет новая постановка труппы Дорт­мунд-балета «Сказки Венского леса». Зрителей, предполагающих услышать привычные вальсы и польки, ожидает сюрприз – это современный взгляд на музыку Штрауса и историю Венского леса.

– Расскажите об участии наших солистов.

— Фестиваль откроется мистерией «CARMINA BURANA, или Колесо Фортуны» на музыку Карла Орфа, где в главных партиях выступят солисты нашей труппы. Это произведение мы уже исполняли в концертном варианте, танец же способен раскрыть в музыке неуловимые для слуха детали, поэтому мы решили расширить мистерию хореографическими средствами. 

В фестивальную программу включена и последняя наша работа – балет «Золотая Орда». Так как это авторский спектакль, все роли в нем исполнят наши солисты. 

Вообще, тема Золотой Орды сложная во всех отношениях. Ведь одни и те же исторические факты можно трактовать по-разному, давая им противоречивые оценки. И хореографу, и либреттисту, на мой взгляд, удалось главное – показать саму историю распада Золотой Орды. На сегодняшний день это крайне актуально. Можно провести параллель с ситуацией на Украине, где тоже из-за личных амбиций, жажды власти отдельно взятых людей распадается государство.

Конечно, будет показан и балет «Спартак», который мы недавно возили в Голландию, показывали на крупнейших площадках, и везде этот спектакль производил ошеломляющее впечатление.

– Каково это, собирать на одной сцене лучшие силы мирового балетного искусства?

– Балетные артисты чрезвычайно востребованы, график их выступлений расписан по минутам, и поймать момент, когда они смогли бы выступить на нашем фестивале, довольно сложно. Но сейчас, когда нет необходимости объяснять, что такое Нуриевский фестиваль, когда о нем хорошо знают в балетном мире, знают о его высоком художественном и организационном уровне, дело обстоит иначе. Солисты, выступившие на нашем фестивале, становятся его своеобразной рекламой, так как по возвращении делятся впечатлениями со своими коллегами.

Фестиваль является мощным стимулом и для нашей балетной труппы. Знакомство с разными трактовками и вариантами исполнения одних и тех же партий обогащает их профессиональный опыт.

– Каковы дальнейшие планы балетной труппы?

– Вскоре после Нуриевского фестиваля мы планируем приступить к работе над балетом на музыку Баха – «Мессы си минор». Автор идеи – народный артист СССР Владимир Васильев – мечтал об этой постановке в течение 25 лет, причем сначала она должна была состояться в Италии. Дело в том, что сейчас немногие театры соглашаются на авторские постановки, поскольку это сопряжено с определенным риском. У нашего же театра есть творческие и финансовые возможности для реализации такого проекта. Для работы над спектаклем приглашены именитые хореографы – Раду Поклитару и Елена Богданович. Премьера балета ожидается в апреле следующего года, затем последуют два спектакля на сцене Большого театра.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще