Недавно в Казани завершился V международный фестиваль молодой татарской режиссуры «Ремесло». О его концепции, участниках и итогах в интервью нашей газете рассказал один из координаторов проекта – руководитель литературно-драматической части ТГАТ им.Г.Камала, театральный критик Нияз Игламов.
– Пятый по счету фестиваль – это уже маленький юбилей… На ваш взгляд, оправдывает ли «Ремесло» свое предназначение?
– Фестиваль «Ремесло» существует прежде всего для того, чтобы «перезагрузить» сложившуюся ситуацию и помочь раскрыться молодым режиссерским талантам нашей республики. Театров у нас достаточно, но не секрет, что в некоторых из них наблюдается застой творческой мысли. Во многом это связано с тем, что молодые режиссеры с большим трудом пробиваются на сцену. Театры не хотят, опасаются с ними сотрудничать, а если и решаются
– В самом названии фестиваля сделан акцент на национальное искусство. Но разве проблема молодой режиссуры актуальна только для татарских театров?
– Национальный аспект не может не превалировать хотя бы потому, что татарских театров в республике больше. К тому же организатором фестиваля выступает Татарский академический театр, для которого поддержка национального театрального искусства является вопросом приоритетным. Но и русскоязычным режиссерам, кроме нас, сегодня мало кто помогает в Казани. Например, мы первыми стали уделять внимание проектам, над которыми работают такие режиссеры, как Юлия Захарова, Родион Сабиров и Ангелина Мигранова. И во многом с подачи фестиваля «Ремесло» эти имена сегодня у казанской театральной публики на слуху.
– Названные вами режиссеры уже не впервые участвуют в «Ремесле». А как часто на фестивале появляются новые лица?
– На этот раз Юрий Павлов из Нижнекамска представил свой режиссерский дебют – спектакль «Любовь окаянная» по пьесе Николая Угарина. Кроме того, ни один фестиваль не проходит без участия приглашенных режиссеров. Например, нынче Фархадбек Канафин из Казахстана показал свой спектакль «Офис».
А вообще, ожидать появления большого количества новых имен наивно. Режиссер – профессия штучная, тут главное не количество, а качество.
– Может быть, причины еще и в том, что молодые режиссеры стремятся получить образование в Москве и по возможности там же остаться?
– Получить в Казани профессиональное режиссерское образование стало возможным сравнительно недавно. Первым выпустил курс из пяти человек Фарид Бикчантаев. Наиболее удачно, пожалуй, сложилась творческая биография Дамира Самерханова – сейчас он главный режиссер Мензелинского театра.
Пробовала найти себя в Москве и вернулась домой Резеда Гарипова, в этом году на фестивале она представила спектакль «Угасшие звезды», поставленный в театре им. К.Тинчурина. Там поначалу к ней тоже отнеслись настороженно. А сейчас на счету молодого режиссера уже три постановки, и в данный момент она работает над спектаклем по Ремарку.
Вообще, татарским ребятам проще реализовать себя в Татарстане, в этом смысле у русскоязычных режиссеров в Казани сложностей гораздо больше. С трудом пробился на сцену проект Юлии Захаровой. И такая возможность появилась только благодаря гранту Союза театральных деятелей Татарстана. Кстати, из шести грантов СТД в ушедшем году четыре были отданы молодым режиссерам.
Чувствуя поддержку на родине, такие ребята и не стремятся уезжать, и в то же время расширяют свои возможности, продолжая обучение в столичных вузах. Юля Захарова, например, студентка Театрального института им. Щукина, в одном из московских вузов учится Регина Саттарова. Айдар Заббаров поступил в ГИТИС на курс двух выдающихся мастеров – Сергея Женовача и Юрия Бутусова. Большие надежды мы возлагаем на Ильгиза Зайниева, Радика Бареева.
– Можно ли сказать, что с появлением фестиваля молодой татарской режиссуры театральная ситуация в республике в целом начала меняться к лучшему?
– Безусловно, за последние пять лет общий уровень всех без исключения татарских театров вырос, они стали смелее, активнее… Я не беру на себя смелость утверждать, что в этом заслуга только «Ремесла». Но то, что какие-то качественные сдвиги в театральной жизни произошли благодаря фестивалю, – это несомненно.
– На этот раз акцент был сделан на режиссерскую лабораторию под руководством известного театрального деятеля Олега Лоевского. Расскажите об этом подробнее.
– Это авторская лаборатория, и у нее есть определенные условия – некий пул пьес из 160-180 названий, которые высылаются на адрес театра. Все пьесы современные, и это тоже один из принципов лаборатории, потому что молодая режиссура, по мнению Лоевского, рождается на стыке с современной драматургией. Из этого списка театр выбирает четыре пьесы, которые по каким-то причинам ему интересны и в дальнейшем могут войти в его репертуар.
Пьесы, которые были выбраны для режиссерской лаборатории в рамках фестиваля «Ремесло», объединяют темы утраты, потери своих корней и попытки обрести их вновь. Далее в задачу молодых режиссеров входило за три–четыре дня поставить спектакль или его часть с труппой театра им. Г.Камала. Им разрешалось использовать любые помещения театра. Так, пьеса «Нужен перевод» ирландского драматурга Брайена Фрила была поставлена режиссером Родионом Букаевым в декорационном цехе, Денис Хуснияров предпочел малую сцену ( «Кафе Шарур» А.Батуриной), а Дамир Салимзянов показал «Жанну» Ярославы Пулинович в фойе театра. Наконец, четвертую пьесу – «Поминки по-эстонски» – Александр Огарев перенес на большую сцену, и там же, на сцене, находились места для зрителей.
– Уже известно, какие из этих режиссерских опытов войдут в репертуар театра?
– Этот вопрос будет решаться в середине января, после новогодних каникул. Но уже сейчас ясно, что все четыре эскиза состоялись.
– Что можно назвать главной удачей прошедшего фестиваля?
– На «круглом столе» по итогам фестиваля московский театральный критик Надежда Стоева сказала: «Самый молодой из всех ваших режиссеров – Фарид Бикчантаев». И я вынужден с ней согласиться. Самая главная удача, и не только этого фестиваля, – то, что у нас есть такой режиссер. Фарид Рафкатович – человек европейского масштаба и мышления. Режиссура ведь связана не только с постановкой спектакля, но и с педагогикой, формированием новой эстетики, с осмыслением профессии, наконец. Все это присуще художественному руководителю фестиваля «Ремесло» Фариду Бикчантаеву, который настолько уверен в себе, что не боится выращивать творческих конкурентов в лице молодых режиссеров.