В Казани на сцене ТГАТ им.Г.Камала открылись гастроли Государственного академического Малого театра. В афише – пять спектаклей, и это уже пятая встреча казанской публики с прославленным коллективом за последние несколько лет.
Первые два вечера, субботний и воскресный, в театре давали «Пиковую даму» – сценическую фантазию на тему пушкинской повести режиссера Андрея Житинкина с декорациями Андрея Шарова, костюмами Вячеслава Зайцева и блистательной игрой мастеров – Веры Васильевой (Графиня), Бориса Клюева (Чекалинский), Александра Вершинина (Томский) и других. Да, в спектакле Малого театра роль графини Анны Федотовны исполняет примадонна другого театра – Театра сатиры – народная артистка СССР Вера Васильева. И этим опрокидывается самый распространенный стереотип в отношении графини как «зловещей, потусторонней старухи». Сказать так о Васильевой язык не повернется, потому что актриса играет не возраст, а ту власть, которую имеют над ее героиней тени былых страстей, и красота графини, пусть увядшая, становится главным лейт-мотивом образа. Возможно, это несколько противоречит «Пиковой даме» Чайковского, но совершенно в духе самого Пушкина: «Графиня… сохраняла все привычки своей молодости, строго следовала модам семидесятых годов и одевалась так же долго, так же старательно, как и шестьдесят лет тому назад». По словам режиссера, изначально эту роль репетировала Элина Быстрицкая, но потом под каким-то благовидным предлогом отказалась от участия в постановке.
В трагикомедии «Село Степанчиково и его обитатели» по одноименной повести Федора Достоевского солирует и доминирует народный артист России Василий Бочкарев в роли Фомы Опискина. Этот образ аккумулирует все человеческие пороки. Бочкарев-Фома — многолик, он как бес, который незаметно может оказаться внутри каждого из нас. По словам режиссера-постановщика спектакля Антона Яковлева, который много и успешно работает с классической прозой, «Фома Опискин – своеобразный новый мессия. Он заставляет людей поверить, что с ним они становятся лучше. Такова главная формула власти: убедить человека, что ты ему необходим…»
Народных артистов России Бориса Невзорова и Людмилу Полякову казанцы смогут увидеть на сцене 18 и 19 сентября в драме Сергея Найденова «Дети Ванюшина». В этой пьесе, написанной в 1901 году, снова проявляется удивительное свойство русской классики – поднимать нравственные вопросы до уровня «вечных». Режиссер Виталий Иванов нашел в ней немало созвучного нашему времени, когда, как считают специалисты, институт семьи переживает кризис: дети перестают заботиться о родителях, родители — о детях… По его словам, он давно хотел поставить драму Найденова именно на сцене Малого театра, артисты которого обретают мастерство на большой литературе. Куда зрители могли приходить без опасения, что «со сцены польется грубость, матерщина, пошлость». И главное – спектакль заставляет думать, сострадать, радоваться вместе с героями.
20 и 21 сентября в Казани состоится премьера спектакля Малого театра «Как обмануть государство?» по пьесе французских авторов Луи Вернея и Жоржа Берра «Школа налогоплательщиков». Это сатирическая комедия на фискальную тему, навеянная сложной экономической ситуацией во Франции в середине 1930-х годов, когда и была написана пьеса о хитроумном мошеннике Гастоне Валтье, обучавшем французов законным способам уклонения от налогов. Махинации этого господина почти разорили казну, а ему самому позволили стать владельцем главного символа Парижа – Эйфелевой башни…
А в завершение гастролей Малый театр представит «Наследников Рабурдена» Эмиля Золя. Деньги, а также их отсутствие могут сильно влиять на человеческие отношения, и это не было секретом для проницательного Эмиля Золя. Он описывает семейную идиллию, царящую в доме пожилого господина Рабурдена, который пользуется неж-
ной любовью своих родных и близких. Все эти милые люди считают, что дядюшка сказочно богат и слаб здоровьем…
На пресс-конференции, которая прошла накануне открытия гастролей, художественный руководитель Малого театра, народный артист СССР Юрий Соломин отметил, что артисты Дома Островского бывают в столице Татарстана чаще, чем в любом другом городе России. «Казань – хороший, театральный город. Мы с удовольствием приезжаем сюда и всегда привозим то, за что нам не бывает стыдно», – сказал он.