Международный фестиваль мусульманского кино в Казани традиционно удивляет жителей города звездным составом почетных гостей. Катрин Денев, Орнелла Мути, Эльдар Рязанов, Никита Михалков, Евгений Миронов, Армен Джигарханян – вот неполный список кинозвезд, прошедших в разные годы по красной дорожке фестиваля. В этом году оргкомитет девятого по счету форума мусульманского кино сделал ставку на фильмы, поэтому список почетных гостей выглядит скромнее, но это бесспорные мэтры отечественного кино.
Один из них – генеральный директор киноконцерна «Мосфильм», известный российский кинорежиссер Карен Шахназаров, приехавший в Казань в качестве главного арбитра нынешнего киносмотра.
На открытии ретроспективного показа фильмов Карена Шахназарова в казанском кинотеатре «Киномакс» выступил еще один почетный гость фестиваля – народный артист России, лауреат премии «Оскар», актер и режиссер Владимир Меньшов. Дело в том, что двух мэтров связывает многолетняя (более четверти века!) крепкая дружба. Творческая судьба Карена Шахназарова складывалась, по словам Меньшова, поначалу непросто. «Был даже период в его жизни, когда он хотел поменять профессию уже потому, что первая его картина не стала знаменитой, – рассказал Владимир Валентинович. – Но волей случая, а случайности имеют немалое значение в нашей жизни, все образовалось тогда. С тех пор он меня постоянно удивляет тем, что никогда не повторяется, каждый его фильм – какой-то новый поворот». Среди них – «умная, глубокая и мистическая» картина «Город Зеро», оригинальный взгляд на всем известное произведение «Палата №6» и, наконец, последняя по времени работа – «Белый тигр». «Фильм о войне, фильм сложный, и то, что он стал популярным, я считаю, это большая победа Шахназарова», – сказал Владимир Меньшов.
Сегодня Карен Шахназаров – личность известная во всем кинематографическом мире. На его фильмах учатся, с ним сверяются как с эталоном, о принципиальности и твердой позиции директора «Мосфильма» много пишут в СМИ. Не разочаровала и встреча с Кареном Шахназаровым на пресс-конференции в Казани.
В начале беседы с журналистами Шахназаров признался, что ему, посетившему за свою долгую кинематографическую жизнь не одну сотню различных кинофестивалей, церемония открытия КМФМК понравилась. «На очень высоком уровне, динамичная, – отметил он. – И самое главное, правильную пропорцию нашли, потому что очень часто на таких мероприятиях все бывает затянуто, и это портит впечатление. Удачным было сочетание местного колорита, представление всех фильмов в очень хорошем качестве, зал прекрасный, публика очень хорошо реагировала». Как председатель жюри, Карен Георгиевич еще до приезда посмотрел фильмы конкурсной программы и отметил, что для сегодняшнего дня фестиваля это очень достойные работы. Причем, по его словам, трудно выделить первенство какой-то одной номинации, в каждой есть свои фавориты. «Превалируют общечеловеческие темы, много фильмов о женщинах…»
- Шахназаров считает, что Казань – идеальное место для проведения такого фестиваля, так как она находится на перекрестке Европы и Азии да и просто очень красивый город
Шахназаров считает, что Казань – идеальное место для проведения такого фестиваля, так как она находится на перекрестке Европы и Азии да и просто очень красивый город. Наконец, ему нравится, что у фестиваля жесткие нравственные критерии в отборе лент. «Безнравственных фестивалей в мире сколько угодно, пусть будет хоть один – нравственный, – сказал он с улыбкой. – А вообще надо идти своей, однажды выбранной дорогой и не оглядываться!»
Где как не на кинофоруме поговорить о киноиндустрии, о самочувствии этого гигантского организма. Как режиссеру, продюсеру и гендиректору «Мосфильма» гостю было задано много вопросов на эту тему, и в ходе диалога было выявлено несколько ключевых проблем отечественного кинематографа. Это и сценарный «голод», и процветающее пиратство, которое наносит катастрофический ущерб отрасли. «В наше время рынок окорочков куда лучше защищен, чем кинопродукция, – сказал режиссер. – Приняли закон, но он не работает, интернет-пираты сначала всполошились, однако скоро успокоились. У нас ведь как? Украли у тебя машину, ты найди вора, докажи, что он вор, приведи в органы, и тогда его, может быть, накажут. Вот что такое этот закон!»
Это проблема организации, и она несовершенна, уверен Карен Шахназаров. «Я считаю, пока мы не вернемся к системе, выработанной в СССР, модернизировав ее, порядка не будет, ведь при всех своих минусах она была очень эффективной».
Ну и проблемой номер один в России была и остается нехватка денег. «Все упирается в них, – признает Шахназаров, продюсер с большим опытом. – Чтобы выйти в широкий российский прокат, нужно не менее миллиона долларов потратить на рекламу. Откуда у российского кинопроизводителя такие деньги? Если Михалков может найти, я найду, поскольку уже давно не снимаю на государственные деньги, то для остальных это бесперспективно. А тут еще приходит на наш рынок какая-нибудь американская компания с пакетом в сто фильмов. Представьте, вы – директор кинотеатра, зачем вам российский производитель с двумя фильмами, если этой сотней вы год можете закрыть? Плюс они платят за рекламу, за печать копий, они все оплачивают, вам вообще ничего делать не надо, но за всем этим стоит мощнейшая организация».
«Сегодня даже нельзя сравнивать и стараться догнать Голливуд хотя бы потому, что бюджет всего российского кинематографа может сравниться с бюджетом не самого лучшего голливудского блокбастера, – резюмировал директор «Мосфильма». – Я уже не говорю о том, что кино – это идеология и все стараются продвигать свою идеологию…»
Кстати, темы влияния кино на умы и события Карен Георгиевич тоже коснулся. «Мы верили в миссию кино, – сказал он задумчиво, – в то, что оно может изменить мир. Я проходил разные стадии: верил, что это так, потом убеждал себя, что ничего подобного, а теперь смотрю на это более взвешенно. Думаю, нет, мир изменить кино не может, но вместе с тем оно оказывает существенное влияние на людей. И таким образом, опосредованно, влияет на ход событий».
Сложилось впечатление, что мэтр отечественного кинематографа довольно объективно оценивает российское кино, считает, что в мире оно далеко не самое худшее, хотя есть у нас одно неискоренимое национальное качество – всякий раз с некоторой завистью поглядывать на Запад. «Еще пятнадцать лет назад наша киноиндустрия была разрушена до основания, до нуля. И, глядя на то, что за несколько последних лет построено – построено современно и мощно, понимаешь, что поводов для уныния и отчаяния нет!»
В завершение Карен Шахназаров поделился своими размышлениями о хорошем кино: «Очень многое зависит от меры таланта. Если зрителя твой фильм трогает за живое, цепляет – это хорошее кино. Бывает, смотришь фильм, особенно это, кстати, касается голливудских фильмов, – вроде бы он грамотно сделан, все при нем, но пройдет время, снова попадет в руки тот же диск, и ты досмотришь его до середины прежде чем вспомнишь: я уже это видел! Вот это не кино. А иногда фильм не нравится, даже раздражает, но цепляет, и не можешь отделаться от этого чувства. Кино должно цеплять!»