«Большая Волга»: достижения и утраты

Сегодня в столице Татарстана завершает работу XI региональная художественная выставка «Большая Волга», экспозиция которой сформирована силами 13 отделений Союза художников России, осуществляющих свою деятельность в Приволжском федеральном округе.

information_items_10085899

Сегодня в столице Татарстана завершает работу XI региональная художественная выставка «Большая Волга», экспозиция которой сформирована силами 13 отделений Союза художников России, осуществляющих свою деятельность в Приволжском федеральном округе.

Что явила «Большая Волга» зрителям? Какие мысли, переживания и вопросы вызвала она? Случилось ли открытие новых имен? Почувствовали ли мы боль и тревогу художников за нашу землю, страну и ее будущее?

Очевидно, что более стабильная (во всяком случае, внешне) действительность последних лет выразилась в том, что художники стали больше внимания уделять духовной стороне жизни. Хотя еще совсем недавно большинство из них было нацелено на зарабатывание денег, на то, что называют «салонным искусством», ориентированным на не самые требовательные вкусы заказчика, что неизбежно приводило к утрате требовательности к себе… Но не хлебом единым жив человек, и художники вновь обратили свои взоры к миру переживаний собственной души. В этом смысле наиболее запоминающиеся образы, на мой взгляд, созданы живописцами Татарстана.

Прежде всего я назвала бы полный драматизма автопортрет с женой художника Рустема Кильдибекова «Вдвоем». Решение композиции крайне простое, цвета яркие, даже праздничные. Но внешне светлое звучание полотна наполнено такой глубокой внутренней тревогой, беспокойством, что от него трудно отойти. Образы двух любящих людей, проживших вместе не один десяток лет, полны необъяснимого света и печали. В руках женщины – клубок шерстяных ниток (что, кстати, указывает на ее профессию художника-гобеленщика), концы которых тянутся к спутнику жизни и автору полотна. Моток пряжи на его раскрытых ладонях неумолимо уменьшается… Сколько еще им быть вместе и сколько осталось самой жизни? Живописец тонко и пронзительно выразил состояние сильного, но уже уставшего человека, без лишних эмоций и деталей рассказал историю любви двух людей, спокойно и с достоинством принимающих свою судьбу… Другие художники, чьи автопортреты также представлены на выставке, тоже пытаются психологически подойти к раскрытию образа, но чего-то    столь же волнующего, берущего за душу в них, увы, нет.

Творческой удачей стала и картина Валерия Скобеева «Лермонтов». Прежде на полотнах этого живописца преобладали спокойные, даже холодные тона, а тут вдруг взяли верх коричневые, красные цвета, и Лермонтов получился удивительно ярким, мятежным, экспрессивным.

Из работ художников других регионов обращают на себя внимание графические листы йошкаролинцев А.Бакулевского, М.Поспеховой и А.Ширнина (портреты Ахматовой, Цветаевой), ульяновца А.Егуткина, нижегородца Е.Фролова (портрет В.Сафронова), триптих самарца Р.Баранова «Левитан».

  • Безусловно, выставка свидетельствует о высокой творческой активности художников региона. В экспозиции нашлось место практически всем видам и жанрам изобразительного искусства

На нынешней выставке, как, впрочем, и на предыдущей в Чебоксарах, чувствуется большой интерес художников к евангельским темам и сюжетам. Одновременно встречается много изображений православных храмов и мучеников веры, а также народных праздников, связанных с христианской традицией. А вот на темы ислама работ крайне мало – лишь несколько шамаилей, выполненных в различных техниках, причем не очень высокого художественного качества. Но есть и нечто оригинальное. Например, скульптурная фигурка Дианы из античных мифов, похожая на тюркскую женщину (автор – Александр Чувашев из Ижевска). В ней есть скрытая экспрессия, которая легко прочитывается, несмотря на миниатюрные размеры самой скульптуры.

Историческая, военная тема хотя и присутствует на выставке, но не является доминирующей. Например, гораздо меньше стало произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Среди них выделяются полотно «Вехи истории как живые раны России» Р.Федорова (Чебоксары) и два-три портрета ветеранов. Неужели эта трагическая страница отечественной истории уже не волнует, как прежде, наших мастеров кисти? Вместе с тем в творчестве ряда казанских живописцев до сих пор кровоточит рана трагических событий 1552 года и падения Казани (триптих Ш.Шайдуллина «Легенда о правде», Р.Загидуллин «1552»).

Одной из отличительных черт нынешней выставки является также едва ли не полное отсутствие картин, посвященных людям труда. Небольшими вкраплениями в экспозиции представлены робкие, неуверенные образы астраханских рыбаков .Алехин, Тольятти), рабочих, сплавляющих лес по реке (Смирнов, Пермь), портрет крановщицы .Мингазов, Лениногорск). Но я не увидела на выставке произведений, равных по силе и значимости советской классике, таким полотнам, как «Челнинские красавицы» Х.Якупова (Казань), «Фрески о хлебе» Р.Федорова (Чебоксары), «Молодые колхозники» Б.Давыдова (Саратов).

»Одуванчик». Игорь ГолубевПожалуй, самым заметным является раздел пейзажа. Художники отобразили все времена года, все состояния природы – ее величавый покой .Козлов «Свинцовая гладь Волги», Ю.Пешехонов «Апрель. Разлив»), полные грусти осенние мотивы .Анохин «Осенняя рапсодия», А.Ляшков «Поздняя осень») и так далее. Во многих работах авторы откровенно любуются городскими пейзажами, которых еще не коснулась всесильная цивилизация .Эйдинов «Вечер в Гороховце», Е.Мальцева «Красив старый Хвалынск»). Ностальгия по уходящей старине, придававшей неповторимое очарование российской провинции, чувствуется в полотнах «Козьмодемьянск уходящий» В.Чеботкина (Йошкар-Ола), «Город, которого нет» В.Нестерова (Саранск).

Близко к пейзажу примыкает анималистический жанр, причем в этом плане особенно порадовал раздел скульптуры. Здесь как раз есть и новизна, и смелость. Особенно интересна композиция А.Щербакова «Превращение», где девушка, словно на наших глазах, превращается в птицу. Прекрасна и трогательна «Совушка Белянка» А.Овчинникова из Перми. Не остаются без внимания фантастические, немного пугающие образы огромного муравья и хтонического зверя, выполненные из металла. В целом раздел скульптуры оставляет наиболее благоприятное впечатление и является большой удачей нынешней выставки.

Декоративно-прикладное искусство представлено прекрасно выполненными изделиями из Хохломы и Городца (Нижегородская область), светлыми, мажорными вышивками из Мордовии, Чувашии, Марий Эл, яркими образцами татарской кожаной мозаики.

Вновь и вновь мысленно «пробегая» по выставке, вспоминаю небольшую картину саратовского художника А.Гвоздю «Одна». Сколько печали, обреченности в образе старой женщины с кошкой на коленях! И еще одно живописное полотно – «Мама. Родительский дом» А.Рыбкина из Чебоксар, написанное с огромной нежностью ко всем матерям – терпеливым, щедрым, бесконечно любящим… Сколько мыслей, воспоминаний, ассоциаций вызывают только две эти картины!

Таковы общие впечатления, которые оставляет экспозиция «Большой Волги» в Казани. Безусловно, выставка свидетельствует о высокой творческой активности художников региона. В экспозиции нашлось место практически всем видам и жанрам изобразительного искусства. Живописные работы в основном выполнены талантливо и профессионально, передавая тонкости колорита, привлекая богатством оттенков. Но что касается сюжетов и тем, избранных авторами, то они довольно однообразны и бесконфликтны. Почти никто из живописцев не коснулся каких-то глобальных вызовов времени, будь то социальные или природные катаклизмы, борьба идей или угроза самой жизни на Земле. В разделе графики – те же однообразие и приземленность. Нет ни ярких озарений, ни открытий. Полагаю, это серьезный повод задуматься, если мы хотим, чтобы творчество художников Поволжья было интересным и востребованным не только в регионе, стране, но и обрело свою нишу в мировом культурном пространстве.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще