Логистические центры помогут обеспечить продовольственную безопасность республики
Логистические центры продовольствия нам необходимы как воздух. В этом убежден член президиума Союза оптовых продовольственных рынков России, президент Союза рынков РТ, кандидат экономических наук Наиль Сулейманов. Он возглавляет холдинговую компанию ЗАО «Тулпар» – одно из лучших в России предприятий торговли продовольствием.
Что же это за центры и какую конкретно пользу они могут принести региону и стране в целом? Об этом Наиль Сулейманов рассказал нашему корреспонденту.
– Наиль Наруллинович, само словосочетание «логистический центр» сегодня на слуху, в республике есть успешный опыт создания такого рода проектов.
– Обратите внимание: во всех случаях речь идет либо о транспортных, либо об информационных логистических центрах. В Свияжске, к примеру, будет реализован инвестиционный проект межрегионального мультимодального логистического центра. Есть и другие задумки такого же типа. Но то, что сегодня строится в республике, имеет отношение только к транспорту. Похожая ситуация и в целом по стране. К сожалению, у нашего государства, по оценкам экспертов, отсутствует четкая программа развития логистических комплексов. Каждый регион решает свои проблемы самостоятельно.
А ведь продовольствие – дело государственной важности. Речь идет о способности страны обеспечить продуктами питания текущие и чрезвычайные потребности за счет собственных ресурсов. У нас в стране в ходе реформирования системы хозяйствования была демонтирована централизованная система обеспечения населения продуктами питания. А единая для всей страны рыночная концепция решения этого вопроса до сих пор не сложилась. Давайте чисто гипотетически представим себе, что прекратятся поставки в крупные торговые центры, которые стали у нас сегодня центрами оптовой торговли. И где взять продукты питания? Ведь оптово-торговых баз, что существовали при Советском Союзе, у нас теперь нет.
Для нашей республики, которая занимает второе место в России по уровню производства сельскохозяйственной продукции и уделяет большое внимание развитию этого сектора, вопрос создания логистического продовольственного центра более чем актуален. Что такое логистика? Проще говоря, это сопровождение товара от изготовителя до потребителя. Несмотря на относительно молодой возраст логистики как науки, она существует с давних времен. Еще римские императоры весьма успешно пользовались продуманной формой организации поставок для своих армий.
Сегодня у нас малыми формами хозяйствования производится около половины валового сельскохозяйственного продукта. Но прямой доступ крестьян-фермеров к региональным и межрегиональным рынкам продукции отсутствует. Между тем бесперебойное снабжение населения отечественными продуктами питания высокого качества является важнейшей задачей как органов государственного регулирования, так и коммерческих структур.
Хочу подчеркнуть, что в первую очередь это вопрос продовольственной безопасности. Как предприниматель, много лет работающий в сфере торговли продовольствием, со всей ответственностью заявляю: у нас на рынке преобладают перекупщики, которые искусственно завышают цены. Логистический центр же позволит удалить с рынка прилипал-посредников, которые сейчас, не создавая никакой прибавочной стоимости, взвинчивают цены и фактически паразитируют на потребителях.
– Что такое продовольственная безопасность, рядовой потребитель понял этим летом, когда вдруг взлетели цены на гречку.
– Именно этот факт и продемонстрировал нам, чем может обернуться отсутствие продовольственной логистики, особенно в сочетании с аномальной погодой, которая лишила аграриев урожая. Сразу стало ясно, насколько мы зависим от поставщиков-иностранцев. Резко подскочили цены даже на картофель, хотя соседнее государство могло нам его поставлять в любых количествах.
Давайте обратимся к зарубежному опыту. К примеру, Китай уже достиг 80 процентов уровня обеспеченности собственным продовольствием по всем основным группам товаров. Министерство сельского хозяйства КНР разработало специальную государственную программу, которая побуждает компании покупать сельскохозяйственные земли за пределами страны. Тем самым Китай пытается повысить свою безопасность в области обеспечения продуктами питания и гарантировать их поставки из зарубежья. Или же Япония. Несмотря на то, что ее экономика ориентируется на развитие наукоемких технологий, сельское хозяйство и рыболовство являются важнейшими отраслями. Сельское хозяйство составляет там всего два процента ВВП, но при этом обеспечивает около 40 процентов потребностей страны в продуктах питания. Агропромкомплекс США относится к сфере стратегических интересов страны, а его продукция наравне с атомным сырьем и оборонными технологиями составляет стратегический ресурс государства. Если есть положительные примеры высокоразвитых стран, то почему бы не перенять опыт?
– Логистические центры займут у нас пустующую сейчас нишу оптовых баз?
– Именно так, но на другом, более высоком организационном уровне. На российском продовольственном рынке, несмотря на процессы реанимирования оптовой торговли, по-прежнему доминируют небольшие торгово-посреднические фирмы, выполняющие только сбытовые функции. И хотя партнерство розничных и мелкооптовых предприятий с крупным оптом значительно выгоднее, чем непосредственно с производителем продукции, тем не менее эти преимущества во многих регионах остаются нереализованными.
Знаете, на рынке главное – не произвести, а сбыть, найти свою нишу и удовлетворить выявленную потребность в товарах или услугах. Корпорации, стремящиеся к успеху, давно поняли, что нужно переходить к полной переориентации на рынок потребителя. Каждая из сфер экономической деятельности имеет свои логистические цели, сети, проблемные ситуации, постановку, моделирование и методы решения своих специфических задач. В этих направлениях одно из ведущих мест, бесспорно, принадлежит транспортной логистике. Фраза «Что измерено, то управляемо» – ключ к пониманию огромного значения логистики для современного мира. Сегодня, в век жесткой конкуренции, при определении эффективности предприятия на первое место выходит проблема удовлетворения потребностей клиента. Если для клиентов точность и скорость поставок важнее цены, то они обратятся к другому поставщику. Логистический центр позволит под одной крышей собрать и все достижения современной торговли с ее компьютеризацией, и крупных игроков этого рынка, и владельцев крестьянских подворий, и рядового потребителя, у которого одна задача – купить дешево то, что ему нужно здесь и сейчас.
Сегодня Союз оптовых продовольственных рынков России и Союз рынков Татарстана вплотную занимаются тем, чтобы войти в соответствующую федеральную программу и открыть первый логистический продовольственный центр именно в нашей республике.
– Где, на ваш взгляд, должен «сесть» этот центр, чтобы отдача от него была максимальной?
– Разумнее было бы возвести объект в Набережных Челнах. Это крупнейший город Закамья. Он имеет исключительно выгодное геополитическое положение – посередине развитого Поволжья, между индустриальными центрами Центрального и Уральского экономических районов. Город выгодно расположен по отношению к важным сырьевым и сельскохозяйственным регионам России. Автоград имеет благоприятное транспортно-географическое положение, находясь на пересечении железнодорожных, автомобильных и речных магистралей общероссийского значения. Так что целесообразность создания продовольственного оптового логистического центра в Татарстане, и именно в Набережных Челнах, как пилотного варианта в целях выполнения Федерального закона «О продовольственной безопасности Российской Федерации», мне кажется несомненной. Опыт той же Польши показывает, что создание логистического центра позволит товаропроизводителям обеспечить гарантированный сбыт и значительно увеличить объемы сельхозпродукции и в то же время снизить цены на продукты питания.
Сегодня мы знаем, как это сделать, есть и научное обоснование ученых наших вузов. Да я и сам уже несколько лет веду активную научную работу в этом направлении. Тема моей кандидатской диссертации – «Регулирование розничных рынков региона как фактор устойчивого развития мезоуровневой социально-экономической системы (на примере Республики Татарстан)».
Говорим много и обсуждаем не меньше, но без конкретной поддержки государства проблему не решить. Чтобы привлечь внимание правительства и заинтересованных лиц, в конце апреля Союз рынков РТ при поддержке Союза оптовых продовольственных рынков России планирует провести международную конференцию. Ее тема – «О роли и задачах предприятий торговли в обеспечении продовольственной безопасности: отечественный и зарубежный опыт». К участию приглашены все регионы России, иностранные коллеги и ученые, которые готовы поделиться своим опытом.
Надеемся, что руководство республики не останется безучастным к этой важной теме. Ведь на предстоящей конференции мы сможем обсудить с руководителями крупнейших оптовых структур России, Польши и других стран Центральной и Восточной Европы основные направления повышения конкурентоспособности отечественной товаропроводящей системы, вопросы совершенствования работы предприятий оптовой и розничной торговли продовольствием. Опыт тех стран, где давно и успешно действуют такого рода центры, окажется для нас ценным подспорьем. Важно и то, что мы получим советы от тех, кто стоял у истоков подобных предприятий. Это поможет нам избежать ошибок и выбрать верное направление.
– А ориентиры развития, задачи будущего логистического центра вы уже определили?
– Разумеется, в первую очередь он предоставит комплекс операционных логистических услуг по продвижению и обслуживанию потоков продовольственных товаров в радиусе своего действия, совмещая при этом функции оптового и розничного продовольственных рынков. Трудно переоценить и его социально-экономическую значимость. Во-первых, центр предоставит оптимальный режим товародвижения от производителя до потребителя по транспортным схемам. Во-вторых, гарантируя логистические услуги и возможность реализации произведенной продукции по приемлемым ценам, центр будет способствовать развитию аграрного сектора региона в различных организационно-правовых формах, включая личные подворья.
Логистический центр может интегрировать и координировать мероприятия по стимулированию отечественного сельхозпроизводителя, осуществляемые как со стороны правительства, так и бизнеса с целью повышения их эффективности. В-третьих, потребители будут обеспечены высококачественной экологически чистой продукцией отечественного производства по доступной цене. В-четвертых, будут созданы сотни дополнительных рабочих мест, тем самым снизится уровень безработицы.
А если говорить об операционной деятельности центра, то она многогранна и включает большой спектр предоставляемых услуг. Я могу перечислить более шести десятков позиций – от грузопереработки, хранения и распределения продуктов до оформления и содействия в получении консульских фактур. Как видите, плюсов много. Остается, засучив рукава, приступить к возведению новой торговой площадки.