“Правительство Татарстана купит несколько ваших грузовиков. Мы должны продвигать автомобили, произведенные в нашей республике”, – сказал Премьер-министр Рустам Минниханов вчера во время пуска нового конвейера совместного предприятия “Соллерс-Исузу” в особой экономической зоне “Алабуга”. В торжественной церемонии приняли участие также президент компании Isuzu г-н Сусуми Хосои и генеральный директор ОАО “Соллерс” Вадим Швецов.
Производство японских грузовиков было перебазировано в Елабугу из Ульяновска и заработало в феврале нынешнего года. Это была отверточная сборка, теперь же число операций на сборочном производстве увеличится, а уже в следующем году произойдет переход от мелкоузловой сборки к полномасштабному производству, в которое будет входить сварка, окраска кузова, а в перспективе и штамповка.
Предприятие “Соллерс-Исузу” – первое российско-японское совместное предприятие по производству автомобилей. Isuzu – один из крупнейших в мире производителей грузовиков, внедорожников, автобусов и дизельных двигателей. Компания ведет бизнес в 130 странах и в 20 из них занимает лидирующее положение на рынке.
В Елабуге с начала года произведено 3,5 тысячи легких грузовиков серии N. Это универсальные автомобили для городского и пригородного использования грузоподъемностью до 5 тонн, которые позволяют устанавливать на шасси широкий спектр специализированных кузовов – от простого фургона до специальной строительной платформы с подъемным краном или оборудованием для ремонта дорог. Стоимость их – около миллиона рублей. Сегодня была представлена новая, вторая по счету модель серии N – NLR85. Этот коммерческий автомобиль меньше по размерам, и грузоподъемность его – полторы тонны. Он предназначен для перевозки малогабаритных, но тяжелых грузов в стесненных городских условиях, так как компактен и обладает высокой маневренностью. Универсальная рама позволяет устанавливать на автомобиль бортовые платформы и фургоны различных типов. Начальная цена автомобиля – 730 тысяч рублей.
Всего до конца этого года на территории ОЭЗ “Алабуга” планируется произвести не менее 7 тысяч коммерческих автомобилей серии N. При этом проектная мощность первой очереди предприятия составляет 25 тысяч грузовиков в год. Уровень локализации компонентов составит не менее 50 процентов, как и полагается по закону об особых экономических зонах. В будущем коллектив вырастет до полутора тысяч человек (сегодня здесь работают 300).
– Самое приятное, что рекламаций в адрес автомобилей, произведенных здесь, нет, – отметил Вадим Швецов.
В Елабуге будет производиться полный модельный ряд коммерческих автомобилей различной грузоподъемности – это пять моделей и 16 модификаций. В цехе было выставлено четыре автомобиля: два нам уже известных, а также седельный тягач большой грузоподъемности для тяжелых условий эксплуатации и строительный самосвал, построенный на базе шасси C-серии. Варианты кузова могут быть самые разные – бетономешалка, лесовоз, автоцистерна и так далее.
Составит ли эта продукция конкуренцию отечественному “КамАЗу”? Рустам Минниханов отметил, что компания Isuzu лидирует прежде всего в сегменте грузовиков малой и средней грузоподъемности. Ну а вообще, это право потребителя – иметь выбор и возможность купить то, что лучше.
Вадим Швецов сказал, что сотрудничество с японцами начинается с производства мало- и среднетоннажных грузовиков. Конечно, тяжелые грузовики тоже входят в сферу интересов, но это уже следующий этап.
– С таким партнером, как Isuzu, мы можем ставить амбициозные задачи, в том числе по производству тяжелых грузовиков, – отметил он. – Но я думаю, что это будут сверхтяжелые грузовики, которые КамАЗ сейчас не производит. Кроме этого, наша стратегия такова, что мы будем покупателю предоставлять уже готовые автомобили, с надстройкой.
Г-н Хосои в своем выступлении привел любопытные цифры: Isuzu начала систематическую продажу своих грузовиков в России три года назад, тогда было произведено и продано всего 450 машин. Но в короткие сроки вышли на десятитысячный уровень.
– Ни в одной другой стране не наблюдался такой резкий скачок, как в России, – заявил г-н Хосои. – Я поражен подобными темпами и благодарю всех, кто способствовал развитию бизнеса. На новом заводе в Елабуге вы должны производить грузовики наивысшего качества в мире, и смогут ли они занять первое место в России, как это происходит в других странах, зависит от ваших усилий.
Рустам Минниханов заверил, что руководство Татарстана поддержит менеджмент “Соллерс” во всех начинаниях, ведь данный проект был и остается основой особой экономической зоны, и производство грузовиков Isuzu – второй серьезный проект после завода “Соллерс-Елабуга”, где выпускаются автомобили Fiat.