Об итогах докладывал новый руководитель предприятия Вадим Лигай, который занял директорский пост всего пару месяцев назад. Но тема выступления для Вадима Александровича была не новой, ведь ранее он занимал должность заместителя генерального директора. Да и прежний руководитель – Александр Лаврентьев – был готов ответить на все вопросы акционеров, он теперь возглавляет совет директоров акционерного общества и поэтому вел собрание.
Один из акционеров не выдержал и спросил: почему же на предприятии произошла смена руководства? Разговоров-то ходит немало… Этот интерес удовлетворил Александр Лаврентьев:
– У нас ведь как принято: если директор не справился с работой, то его выгоняют или он занимает это кресло пожизненно. Третьего, как говорится, не дано. Но здесь все не так. Вот на спинке стула висит мой директорский пиджак, там во всех карманах – лекарства… Я ответил на ваш вопрос?
Больше эта тема не обсуждалась.
Итоги работы акционерного общества можно назвать удовлетворительными. Предприятие было полностью обеспечено заказами на вертолетную технику. Более того, некоторым заказчикам, которые хотели бы получить свои машины в 2008 году, отказано, их заявки перенесли на более поздний срок. В прошлом году коллектив выпустил продукции почти на семь миллиардов рублей. Наряду с традиционными моделями машин КВЗ продолжает работу над новой техникой, в частности модификациями вертолетов “Ми-38”, “Ансат” и “Актай”. Совершенствуются уже обкатанные вертолеты “Ми-8” и “Ми-17”. Только на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки было направлено более 130 млн. рублей.
Что касается финансовой стороны деятельности, то доходы в 2006 году составили почти восемь миллиардов рублей, 69 процентов изготовленной продукции направлено на экспорт. Однако специфика работы предприятия такова, что в 2006 году в отчетных документах КВЗ “нарисовались” убытки. Дело в том, что именно в прошлом году завод начал работу по двум крупнейшим контрактам. Чтобы их выполнить, предприятию пришлось взять большие кредиты, закупить комплектующие и оборудование, заплатить комиссионные организации, которая продает вертолеты на экспорт. Эти затраты и “съели” прибыль. По мере отгрузки продукции по этим двум контрактам отчетность будет исправляться.
Председатель совета директоров ответил на вопрос одного из акционеров: почему на заводе столь велик объем кредитов и почему предприятие берет их исключительно в московских банках? Во-первых, в новом вертолете доля “чужого” труда составляет почти 70 процентов. За него нужно платить, и платить сразу. Денег на эти цели у предприятия нет, ведь прибыль появится только после продажи готового вертолета. Вот и приходится брать кредиты на закупку комплектующих, причем в очень больших объемах. Казанские банки не могут ежегодно кредитовать завод в объеме ста миллионов долларов в год, причем под 8,5-9 процентов годовых. Небольшие суммы на этих условиях мы получаем, отметил Александр Лаврентьев, а остальную, львиную долю, добираем в Москве. Сейчас с предложениями о кредитовании вышел Сбербанк, и если здесь не будет большой бюрократии с оформлением документов, то КВЗ начнет работать и с ним.
В прошлом году у вертолетостроителей росла заработная плата. В среднем она составила 9300 рублей. Но работники производственных подразделений имеют значительно большую оплату, чем вспомогательных. Более того, стимулируются специалисты “дефицитных” профессий – таким образом решается проблема нехватки рабочих рук. Сегодня молодые люди предпочитают работать охранниками в магазинах, барменами, но не идти на завод, заметил Вадим Лигай. В этом виноваты и средства массовой информации. Мало пишут о рабочих профессиях, упрекнул журналистов генеральный директор. В свою очередь, руководители КВЗ приняли решение закупать самое современное обрабатывающее оборудование, чтобы вместо, скажем, десяти человек работал только один – и с высшим образованием. Сейчас заключены контракты на поставку такого оборудования из Японии и Германии. Эта работа продолжится.
По итогам работы в 2006 году совет директоров предложил начислить дивиденды на обыкновенные акции предприятия в размере трех процентов от номинальной стоимости, на привилегированные – 100 процентов.
Уже после завершения собрания акционеров журналисты завалили вопросами нового руководителя предприятия. Он отвечал обстоятельно, но не всегда осторожно. Александр Лаврентьев находился тут же и, судя по всему, очень переживал о том, что потом напишут журналисты. Разок даже не выдержал и подсказал своему преемнику:
– Вот ты сказал, что у Казанского вертолетного завода за рубежом нет сервисных центров, они же так и напишут… Объяснять нужно, как работает сервис казанских вертолетов за границей. – И тут же покинул журналистов. Сдерживал напор прессы и представитель службы безопасности предприятия (это закрытая информация, негромко подсказывал он). Александр Лаврентьев не раз обжигался на журналистских публикациях. Случалось, заметки в прессе ставили под угрозу новые контракты. Вадиму Лигаю еще предстоит пройти эти “университеты”, но в любом случае новый руководитель КВЗ чувствовал себя в общении с прессой весьма уверенно.
В работе собрания акционеров принял участие первый заместитель Премьер-министра – министр экономики и промышленности Борис Павлов.