Татарстан может рассчитывать не только на четвертый миллиард тонн нефти, добытой из недр республики, но даже – на пятый.
Столь обнадеживающее заявление прозвучало на днях в ходе научно-практической конференции ОАО “Татнефть”, где рассматривались перспективы разработки карбонатных коллекторов и новые технологии увеличения коэффициента извлечения нефти.
Но эти рубежи будут достигнуты только в том случае, если нефтяная наука и практика рука об руку продолжат активно изучать так называемые карбонатные коллекторы, подчеркнул в интервью “РТ” заместитель генерального директора – главный геолог “Татнефти” Раис Хисамов. Поясню для читателя: в горных породах, обладающих способностью вмещать нефть и газ и пропускать их через себя, по типам различают карбонатные (это известняки, доломиты, мергели) и терригенные (пески, песчаники, алевролиты). Из последних, в основном, и добыта вся татарстанская нефть. А запасы нефти в карбонатных породах – это наш, образно выражаясь, стратегический резерв, отпущенный самой природой.
– Мы традиционно стараемся привлекать научные ресурсы к решению проблем, которые у нас возникают, – подчеркнул Раис Салихович. – В работе конференции приняли участие ученые российских нефтяных институтов и научных учреждений, представители нефтедобывающей отрасли региона и подразделений нашей компании, научная нефтяная общественность Урало-Поволжья.
Татарстанские нефтяники думают о том, какие запасы они оставят для потомков. Нередко в печати идет речь о том, что нефти в Татарстане осталось более миллиарда тонн.
– У нас громадные ресурсы, – говорит главный геолог компании. – Это битумные коллекторы, высоковязкая нефть. Сейчас создается система разработки таких месторождений. Мы можем увеличить добычу нефти по ним как минимум до двух миллионов тонн годовых по уже оцененным запасам. Нельзя забывать, что у нас коэффициент извлечения нефти по ряду месторождений составляет всего 20-30 процентов. Сегодня нужно вести работы по его увеличению в два раза, в том числе по карбонатным коллекторам. Ведь базу запасов можно увеличить за счет применения новых технологий разработки, изучения месторождений, применения новой техники, которую начинаем внедрять. Так что вполне можем достигнуть в течение ближайших двадцати-тридцати лет и четвертого миллиарда по республике, а там и пятого. У нас есть для этого база.
– Карбонатные залежи намного сложнее, чем ромашкинские, – отмечает заместитель начальника по бурению НГДУ “Лениногорскнефть” Галина Кандаурова, отдавшая много лет изучению легендарного Ромашкинского месторождения. – По структуре коллектора, по составу нефти, по природе происхождения этих залежей, к тому же у них совершенно разные гидродинамические режимы. Мы имеем дело с коллекторами, которые отобраны всего на семь-восемь процентов. Они были открыты в 1943 году, даже раньше, чем ромашкинские, а вступили в промышленную разработку только пятьдесят лет спустя. Проблемы возникают не только у нас, но и на территории Самарской, Оренбургской областей, в других регионах страны, где работает “Татнефть”. И сейчас для нас важен любой опыт, который поможет, не теряя времени, двигаться вперед.