Бизнес-язык в наше время постоянно пополняется новыми терминами. Не успели мы понять, что такое “инновация” (кстати, некоторые до сих пор путают это понятие с “инвестицией”), как промышленная элита преподнесла новое словечко – “кластер”.
Оно так понравилось всем – и деловым людям, и представителям правящих структур, что сегодня практически ни один доклад, ни одно выступление на собраниях и совещаниях не обходится без “кластера”. Более того, недавняя коллегия Минэкономпрома республики и вовсе была посвящена “развитию производительных сил и промышленных кластеров”. Однако если бы пропуском в зал заседаний был ответ на вопрос, что же такое “кластер”, половине присутствующих пришлось бы вернуться на свои рабочие места.
А посему для тех, кто не в курсе, предлагаем принятое в экономической науке определение. Кластер представляет собой группу географически локализованных и взаимосвязанных предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Взаимодействие предприятий, входящих в кластер, – это симбиоз кооперации и конкуренции. Классические кластеры в мировой практике – это “Силиконовая долина” в США, лесобумажный и полиграфический кластер в Финляндии, судостроительный кластер в Норвегии и промышленные районы в Италии.
Теперь кластеры стали развиваться и в России. Поскольку кластер – сильный инструмент для повышения конкурентоспособности на мировой арене, то есть возможность заявить о себе через выброс на рынок принципиально новой и качественной продукции. Татарстан в этом деле решил не мелочиться. На коллегии было заявлено о создании четырнадцати промышленных кластеров. Основными из них, конечно, будут нефтеперерабатывающий, нефтехимический и машиностроительный. Здесь есть предприятия, которые смогут повести за собой остальных, есть и подготовленные кадры.
Скажем, нефтехимический кластер вполне способны сформировать ОАО “Казаньоргсинтез” и “Нижнекамскнефтехим”. Тем более что сегодня контрольные пакеты акций двух гигантов находятся в одних руках – у ОАО “ТАИФ”. Еще несколько лет назад финансовое положение “Казаньоргсинтеза” оставляло желать лучшего, прибыль достигала всего 600 миллионов рублей. Сегодня – более двух миллиардов. То же самое новым собственникам предстоит осуществить и в Нижнекамске. Там прибыль не достигает и миллиарда рублей. На вопрос участвовавшего в коллегии Президента Минтимера Шаймиева, почему прибыль не растет, генеральный директор “Нижнекамскнефтехима” Владимир Бусыгин ответил, что много средств вкладывается в развитие производства. К тому же предприятие поставляет республиканским заказчикам этилен по фиксированным ценам… Теперь, видимо, ценовая ситуация изменится (цены на продукцию ОАО “Казаньоргсинтез” также возросли). Прибыль компании возрастет, тем более что в 2007 году планируется запустить новые производства.
Президент поинтересовался: а кто будет якорным предприятием в нефтехимическом кластере? Докладчик, генеральный директор ОАО “ТАИФ” Альберт Шигабутдинов, и сидящие в президиуме задумались. “У нас будет два якорных предприятия, – нашелся Премьер-министр Рустам Минниханов. – “Казаньоргсинтез” и “Нижнекамскнефтехим”. На том и остановились, хотя, судя по многозначительному молчанию некоторых участников разговора, есть и другое мнение.
Пожалуй, дальше других по пути создания кластеров ушли машиностроительные предприятия. Это и понятно, поскольку в Татарстане есть признанный лидер – ОАО “КамАЗ”, активно заработали производства ОАО “Северсталь-Авто”. Выступая на коллегии, генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин честно признался, что в нынешнем году большие объемы производства объясняются не только
грамотной маркетинговой и технической политикой топ-менеджеров предприятия, но и благоприятной ситуацией на рынке – грузовики пользовались спросом. В дальнейшем такой легкой жизни не предвидится, и камазовцы к этому готовятся.
В нынешнем году ожидается прогресс и в производстве легковых автомобилей, переворот в этом направлении пообещал осуществить генеральный директор ОАО “Северсталь-Авто” Владимир Швецов. Все модели легковых автомобилей, которые планируется выпускать в Набережных Челнах и в Елабуге, в начале февраля будут представлены публике на специальной презентации. Словом, потребителям имеет смысл копить деньги.
Обсуждая кластерную политику, участники коллегии все больше говорили о взаимодействии предприятий одной отрасли. Директора и власти призывали производителей ориентироваться на крупные компании, брать там заказы на выпуск комплектующих, деталей.
Возник вопрос и о рабочей силе. В крупных городах рабочих рук не хватает, а в нефтяной зоне их избыток. Как наладить переток кадров? Тут можно вспомнить и вахтовый метод, и доставку людей из других городов к месту работу. Кстати, КамАЗ уже возит людей из Мензелинска, Камских Полян, Менделеевска. Остальным придется делать то же самое.
Но кластер – это не только взаимодействие, это еще и конкуренция. Именно она заставит предприятия одной отрасли двигаться вперед, а партнеров искать способы “обскакать” тех, кто убежал. О конкуренции на минувшей коллегии не говорили, а напрасно. Соперничество в отличие от взаимодействия может привести к действительному рывку. Взаимодействие (никто не спорит – оно необходимо), как правило, усыпляет. То, что не можешь сделать сам, помогут осуществить другие. Не случайно Минтимер Шаймиев в своем выступлении с озабоченностью отметил, что мы начинаем успокаиваться. Рост производства – это хорошо, но нужно сравнивать свои успехи с достижениями мировых производителей. А вот тут работы – непочатый край. Вступление в ВТО оголит эти проблемы, и, пока не поздно, нужно проанализировать ситуацию, принять меры там, где возможно.
Создание кластеров, естественно, требует квалифицированных специалистов – как рабочих, так и менеджеров, руководителей среднего звена. Во всем мире специализированные вузы и учебные заведения входят в состав одноименного кластера, никто их не отделяет от отраслевых предприятий. Кадры готовятся там, где они нужны. У нас же эта система, о которой в последнее время много говорят, пока не работает. Сергей Когогин отметил, что решение о передаче КамАЗу профильного ПТУ уже полгода “гуляет” по чиновничьим кабинетам. В итоге проигрывают и компания, и само учебное заведение. Под крылом автозавода училищу было бы спокойнее и надежнее.
Рассуждая о кластерах, никто не поднял вопрос среднего образования. А ведь именно в школах начинается профориентация, именно со школьной скамьи нужно готовить будущих инженеров, ученых, высококвалифицированных рабочих. Мы же начинаем с конца – работаем с тем “материалом”, который пришел в училища, вузы. Поздно принимаемся за дело. Специализированных же школ в республике – по пальцам можно пересчитать. Предприятия готовы платить хорошие деньги работникам, владеющим иностранными языками, – опять проблема: их просто нет. А изучение иностранного языка – это задача школы, в вузе языковую практику необходимо только развивать. Словом, наше образование пока еще не готово к тому, что хотят осуществить власти. Кластеры без кадров – пустой звук. Они просто из-за кадрового голода не смогут “выбросить” на рынок стоящую продукцию. Мы опять же будем повторять, неудачно копировать то, что предложили другие. В лучшем случае начнем производить по лицензии.
Словом, коллегия Минэкономпрома РТ обнажила немало проблем. В выступлениях же участников, к сожалению, прозвучало мало предложений, как расшить узкие места. В основном говорили о том, что сделано и что предстоит сделать. На два шага вперед редко кто заглядывал. Только Президент Минтимер Шаймиев предостерег собравшихся: через два года, если не сделаем рывка, начнем отставать. Это будет больно и для Татарстана, и для России.