В последние годы мы стали свидетелями того, как изменился в Татарстане малый бизнес. На первых съездах предпринимателей делегаты больше походили на неуверенных, севших не в свои сани людей. Они неловко поднимались на трибуну, робели перед сидевшим в президиуме Президентом, не всегда умели четко выразить свою мысль.
На состоявшемся в минувшую среду республиканском форуме огромный зал заполнили граждане с достатком, уверенные в себе и в своем бизнесе. Они запросто беседовали с власть имущими, спорили и что-то доказывали министрам, главам городов и районов, вручали им какие-то бумаги, а иногда и дружески похлопывали друг друга по плечу.
И куда подевалась их былая робость?
Изменился и круг проблем, которые предприниматели поставили на прошедшем съезде перед властью. Раньше говорили о рэкете, о “крышах”, о замучивших контролерах, о непосильных налогах… Теперь акценты сместились: малый бизнес устал пробивать административные барьеры, у него нет сил бороться с естественными монополиями, он стремится к диалогу с властью, причем равноправному, пытается выстроить взаимовыгодные отношения с крупными предприятиями. Бизнес – это улица с двусторонним движением, подчеркнул в своем выступлении перед делегатами съезда первый заместитель Председателя Госдумы Олег Морозов, и движение по этой улице должно идти навстречу друг другу. Причем с соблюдением всех правил дорожного движения, добавил важный штрих к этому образу прокурор РТ Кафиль Амиров. И независимо от того, кто на каком виде транспорта передвигается – на “мерседесе” или “запорожце”.
Общение с чиновниками обходится дорого
Между тем равноправие всех участников процесса под названием “бизнес” – это идеал, которого ох как трудно достичь. Чиновники всех уровней, отметил в своем выступлении Ильдус Янышев, нередко смотрят на предпринимателей с высокомерием, создают искусственные препоны в работе малого бизнеса, ведут себя так, будто не они служат обществу, а общество – им. Более того, подчеркнул председатель административного совета Торгово-промышленной палаты РТ Александр Таркаев, сегодня предприниматели платят не только налоги. Затраты на “общение с властью” составляют около 9 процентов их оборота.
Этот тезис подтвердил и заместитель министра экономического развития и торговли РФ Андрей Шаронов. По его оценкам, на преодоление административных барьеров российские предприниматели вынуждены тратить 10 процентов доходов, тогда как в странах Восточной Европы их коллеги на эти цели направляют три процента, а в развитых странах – всего один процент.
С коррупцией можно бороться и чисто организационными мерами: например, свести до минимума общение чиновников с представителями малого бизнеса. Совсем необязательно лицензировать все без исключения виды деятельности, на смену сертификации может прийти добровольное декларирование. Понятно, что нужно ставить барьеры на пути недобросовестной конкуренции, бороться с подделками. Но, как показывает практика, лицензирование и сертификация – очень простые барьеры, которые с легкостью преодолевают недобросовестные производители, и помогают им в этом… заинтересованные чиновники.
В Татарстане раньше, чем в других регионах, начали бороться с коррупцией, отметил в своем выступлении на съезде Президент Минтимер Шаймиев, принят соответствующий закон, создан отдел в Аппарате Президента. Глава республики даже продиктовал предпринимателям телефон его руководителя: звоните, сообщайте о фактах вымогательства, создания искусственных барьеров, нарушения прав производителей. И совсем необязательно называть свою фамилию, мы разберемся, проведем профилактическую работу. Профилактика в этом деле подчас эффективнее, чем наказание.
О нарушении закона со стороны представителей власти и крупных компаний в отношении предпринимателей говорил и прокурор РТ. По этому поводу было возбуждено около 400 дел, в том числе 78 уголовных. По этому показателю Татарстан занимает четвертое место в Приволжском федеральном округе, и нам лучше бы находиться в “хвосте” этого списка. Нередко власть принимает незаконные решения, перекладывая на предпринимателей финансовые проблемы региона. Так, в
Лениногорске малый бизнес заставили ремонтировать и содержать автобусные остановки, в Казани – платить за проезд грузового автотранспорта в весенний период. Нарушают закон и территориальные управления федеральных структур, злоупотребляя своими правами при проведении проверок. Более того, они привлекают бизнесменов к административной ответственности. Не бойтесь оспаривать решения властей, если вы чувствуете свою правоту, призвал предпринимателей Кафиль Амиров. И дело не в сумме наложенного штрафа (дескать, взыскание небольшое, стоит ли тратить время). Дело в том, что любое взыскание – это пятно на репутации предпринимателя, а это дорогого стоит.
С другой стороны, и сами предприниматели нередко нарушают закон, в основном в части уплаты налогов. Малый бизнес стал очень грамотным, продвинутым, он постоянно придумывает новые изощренные схемы “оптимизации” налогов. По фактам нарушения налогового законодательства прокуратура республики нынче возбудила 335 уголовных дел, ущерб по которым составил более 1,1 млрд. рублей. 990 миллионов рублей удалось вернуть. В Москве, привел пример Андрей Шаронов, известен предприниматель, который зарегистрировал на свое имя 2123 фирмы. Понятно, что это фирмы-однодневки, фирмы-“прачечные”, через которые отмываются деньги, но никаких мер к этому господину не предпринимается, он здравствует и процветает. Нужно находить механизмы пресечения подобной деятельности, совершенствовать законодательство, иначе мы никогда не изменим отношение общества к малому бизнесу. Не секрет, что многие считают предпринимателей эдакими вороватыми, ушлыми людьми, которые умеют заработать там, где что-то плохо лежит. А факты ухода от налогов отнюдь не способствуют положительному имиджу предпринимателя.
Не смотреть свысока на младшего брата
Крупный бизнес в Татарстане не выжил бы без поддержки Правительства, отметил, выступая на съезде предпринимателей, Президент Минтимер Шаймиев. Теперь и крупный бизнес должен повернуться в сторону бизнеса малого. Это касается и естественных монополий, и нефтехимических предприятий, которые сегодня развиваются особенно бурно. Накануне съезда предприниматели особенно остро говорили о том, что энергетики ставят малый бизнес буквально на колени: штрафуют за перебор и недобор электроэнергии, требуют немыслимые суммы за подключение к сетям. Президент честно признался, что пока нет решения этого вопроса. Не сумел что-то определенное сказать по этому поводу и Андрей Шаронов. Однако некоторые варианты “облегчения жизни” предпринимателей в Татарстане рассматриваются. И эти варианты будут предложены в ближайшее время. Может быть, плата за подключение к мощностям будет регулироваться в зависимости от потребляемых мощностей, а малым предприятиям она будет сведена до минимума, чтобы люди смогли начать свой бизнес, встать на ноги.
Другой вопрос – это взаимоотношения крупных и малых предприятий по вопросам поставки сырья, предоставления заказов. Там, где руководители понимают значение малого бизнеса, дела идут в гору. Активно работают с предпринимателями ОАО “КамАЗ”, “Татнефть”, ПОЗИС, Чистопольский часовой завод “Восток”, “Нижнекамскнефтехим”. Тем не менее предприниматели в записках в президиум съезда сообщали, что крупный бизнес продает малому сырье и комплектующие по драконовским ценам…
Мы будем и дальше развивать в Татарстане нефтехимию и нефтепереработку, отметил Президент. Может быть, для тех, кто перерабатывает сырье, мы попросим предприятия установить несколько иные цены. Но не для тех, кто это сырье перепродает… Мы подумаем над тем, чтобы создать биржи и оптовые рынки. Глупо было бы продавать сырье на сторону, если можем перерабатывать его у себя, подчеркнул Минтимер Шаймиев. И для этого будем создавать условия.
Целину ЖКХ придется поднимать малым компаниям
Жилищно-коммунальное хозяйство – это невспаханное поле для малого бизнеса, отметил Президент. Жизнь в стране улучшается, экономика изменилась, люди уже не те, а наши подъезды остались такими же, как и двадцать лет назад. Зайдешь туда – и жить не хочется.
В общем-то понятно, почему дела в этой отрасли так плачевны. Там вращаются огромные деньги, и объем средств в этой сфере будет расти с каждым годом. С одной стороны, власть боится, несмотря на все заверения, отдавать ЖКХ в частные руки, воздвигая на пути предпринимателя разного рода расчетные центры, а с другой стороны, предприниматель не настолько еще силен, чтобы прийти в жилищную сферу со своими деньгами и отодвинуть власть в сторону. Вот и маются граждане.
Но Татарстан и тут решил принять удар на себя, взявшись за подготовку заседания Госсовета РФ по этому больному вопросу. У нас есть положительный опыт, заметил Президент, но его недостаточно. Но мы все-таки реформируем ЖКХ, и реформируем так, чтобы люди почувствовали облегчение. И без малого бизнеса тут не обойтись, он может поднять эту целину.
Предпринимателей можно пустить и в другие “бюджетные” сферы, например, образование и здравоохранение. Министр здравоохранения Камиль Зыятдинов не возражал против такого подхода, на заседании секции он с оптимизмом воспринял все предложения представителей малого бизнеса.
Что касается образования, то и тут можно было бы создавать частные школы. В Москве есть учебные заведения, расположенные на первых этажах жилых зданий. Классы – максимум десять человек. Ребенок спустился с пятого этажа – и в школе. Пообедать на перемене – домой. К детям приходят опытные педагоги – им легче работать с классом в десять человек, а не в сорок. А у нас в элитные школы детей возят на автобусах через всю Казань. За час до начала занятий ребятишки стоят на остановках. Зачем такие мучения? Ведь многие родители могли бы и платить за школьное образование, если бы цены назначались разумные, и если бы таких школ было много (тогда бы никто и не устанавливал запредельную плату – спроса бы не было).
Между тем о подготовке кадров на съезде говорилось очень много. Не хватает водителей, квалифицированных рабочих, грамотных менеджеров. Есть “выдающиеся головы”, но мы их почему-то не научили иностранному языку. А информатизация без знания языка невозможна. В этой связи Минтимер Шаймиев попросил руководителей школ и вузов особенно обратить внимание на языковую подготовку, может быть, даже в ущерб другим предметам. Без языка мы никуда не продвинемся.
Президент поставил перед предпринимателями серьезную задачу: довести объем малого бизнеса в структуре ВРП до 30 процентов. Это будет сложно сделать, тем более что размер нашего “пирога” постоянно растет. Но двигаться в этом направлении придется. Поскольку новые рабочие места легче создавать именно в этом секторе, и новый продукт там рождается быстрее.