20 декабря в Казани пройдет съезд предпринимателей Татарстана. В преддверии этого события в городах и районах республики прошли конференции предпринимателей, “круглые столы” по проблемам развития малого и среднего бизнеса. С какими мыслями и предложениями идут предприниматели на свой форум, что ожидают от него, как намерены они выстроить свои отношения с властью и с населением? На эти и другие вопросы мы попросили ответить председателя Торгово-промышленной палаты РТ Шамиля Агеева.
– Предприниматели собираются на свой съезд. Об этом сегодня много говорят и пишут. А вы можете сказать, какую часть общества они представляют? Какую долю доходов в бюджет приносят? Какие отрасли экономики “держат” на своих плечах?
– Вам нужны статистические данные? Пожалуйста. В первом полугодии нынешнего года в республике действовали 118 тысяч индивидуальных предпринимателей и более 24 тысяч малых предприятий. В общей сложности в этой сфере заняты 367 тысяч человек, это 21 процент занятого населения. За тот же период субъекты малого бизнеса перечислили в бюджеты всех уровней 6,5 млрд. рублей. В валовом региональном продукте доля малого бизнеса составляет почти 19 процентов.
– Цифры вроде бы впечатляют. Но 21 процент занятого населения – это много или мало? 19 процентов ВРП – это хорошо или не очень?
– Конечно, не очень. Если бы все было хорошо, разве бы мы собирали съезд предпринимателей, разве бы ломали голову над тем, что сделать, чтобы малый бизнес чувствовал себя так же уверенно, как “большой”? Естественно, мы понимаем, что масштабы развития предпринимательства в России и в Татарстане не соответствуют ни мировому уровню, ни потребностям экономики. У нас есть отрасли экономики и социальной сферы, куда еще не ступала нога предпринимателя. И малый бизнес туда не идет, потому что не урегулированы законы, потому что там господствуют государственные бюджетные учреждения. Например, сфера социального обслуживания. Часть социальных услуг, как известно, гарантирована населению законом. Но есть дополнительные социальные услуги, которые могли бы стать предметом муниципального заказа. Малый бизнес тут мог бы оказать неоценимую помощь.
– Согласна, есть области, еще не освоенные предпринимателями, но, надо признать, имеются и сферы, где малый бизнес обосновался всерьез и надолго и вряд ли оттуда быстро уйдет. Я говорю о торговле.
– А вот тут вы ошибаетесь. Действительно, сегодня только 30 процентов малых предприятий работают в промышленности и строительстве, а 60 процентов – занимаются торгово-посреднической деятельностью. Однако это соотношение изменится в самое ближайшее время. Вы сами видите: в нашу республику пришли крупнейшие сетевые компании, построены большие торговые центры. Население все чаще ходит за покупками именно туда, а не на рынок и в мини-маркеты. По данным экспертов, в ближайшие 10 лет доля малого бизнеса в продовольственном товарообороте сократится с 60 процентов до 20. Малые предприятия просто не выдержат конкуренцию с “китами”. Поэтому возникает вопрос: чем будут заниматься люди, которые сегодня работают в торговле?
– А вы как думаете чем?
– А вот для этого необходимо принять государственные меры, разработать программу развития малого предпринимательства в реальном секторе экономики. И меры эти должны быть такими, чтобы предпринимателям было выгодно направить свои усилия туда, где это необходимо для общества и государства. В развитых странах, если та или иная отрасль отстает от планируемых темпов развития, правительства тут же создают в этих отраслях режим наибольшего благоприятствования. В России к этому делу подходят слишком осторожно, поэтому мы и проигрываем. Между тем, почему бы не создать налоговые льготы для тех, кто строит гостиницы, крытые многоэтажные парковки, работает в области сервисных услуг? Мы много говорим о необходимости прихода малого бизнеса в сферу переработки полимеров – продукции наших гигантов ОАО “Нижнекамскнефтехим” и “Казаньоргсинтез”. Сейчас поставлена задача до 30 процентов выпускаемых этими предприятиями полимеров перерабатывать на месте – в рамках Нижнекамского промышленного округа, особой экономической зоны “Алабуга”, чтобы добавленная стоимость этой продукции оставалась в республике. На решение этих вопросов Президент Минтимер Шаймиев нацеливает и Торгово-промышленную палату Татарстана. И чтобы малый бизнес пришел в нефтепереработку и нефтехимию, необходимы, еще раз подчеркну, меры поддержки и преференции, которые бы уже сейчас переориентировали предпринимателей из сферы торговли в производство. Сейчас этот процесс может пройти безболезненно, а года через два у людей будет ломаться налаженный бизнес, а значит, будут ломаться и их судьбы.
– Где-то промелькнула информация, что накануне съезда предпринимателей состоялись 47 конференций в городах и районах республики. О чем больше всего говорили их участники? Какие вопросы ставили перед представителями власти?
– Мировой опыт показывает, что 90 процентов граждан, желающих работать в малом бизнесе, не могут начать свое дело без заемных средств. Российские и татарстанские, скажем так, потенциальные предприниматели в этом смысле не исключение. Им также необходим первоначальный капитал, чтобы бизнес заработал. Но где взять средства? Чаще всего их взоры направляются в сторону банков. В Татарстане за последние годы сделано немало для того, чтобы обеспечить предпринимателей кредитными ресурсами. Работают программы микрокредитования и среднесрочного кредитования для предприятий, которые реализуют проекты в приоритетных отраслях экономики. На первое октября нынешнего года банковские кредиты по этим программам получили более двух тысяч предприятий на сумму 550 млн. рублей.
Однако далеко не все предприятия могут воспользоваться кредитами по разумным процентным ставкам. Зачастую банки не рискуют вкладывать средства в проекты, которые намерены реализовать субъекты малого бизнеса. Почему? Во-первых, Центральный банк РФ в своем документе отнес кредиты малым предприятиям к категории проблемных и безнадежных ссуд, под которые банки сами должны создавать резервы в размере половины выданного кредита. В итоге кредиты малому бизнесу обходятся банкам в полтора раза дороже, чем иным предприятиям.
Во-вторых, чтобы получить кредит, в большинстве случаев требуется залог. А откуда залог у начинающего предпринимателя? У него есть только проект и желание его реализовать. Это немало, но явно недостаточно. Как можно помочь? Например, создать гарантийный или залоговый фонд, в котором на паритетных началах участвовали бы финансовые средства России и Татарстана. Этот фонд может выступить гарантом по недостающим залоговым средствам. В итоге мы сможем существенно увеличить объемы кредитования малого бизнеса.
– Словом, проблема более активного развития бизнеса упирается в деньги?
– Не только в деньги. Никто в России так и не взялся за реализацию налоговой политики в отношении малого бизнеса. Мы много говорим о том, что предпринимательство должно развиваться, но фискальный пресс на производителей остается таким же тяжелым. Если крупные предприятия в этих условиях научились развиваться, то малые думают не о расширении бизнеса, а о выживании. Удельный вес инвестиций малых предприятий в основной капитал составляет всего три (!) процента от их общего объема. И этот показатель в несколько раз ниже доли малого бизнеса в совокупном валовом доходе России. Если федеральные власти заинтересованы в том, чтобы малый бизнес развивался, то, на мой взгляд, должны быть и налоговые льготы, например, для тех, кто занимается освоением новых технологий, реконструкцией и модернизацией производств.
– Этот вопрос выходит на федеральный уровень. А на республиканском, муниципальном уровне что можно сделать, чтобы обеспечить прорыв в этом секторе?
– На муниципальном уровне можно урегулировать вопросы выделения земельных участков, регистрации предприятий, участия малых предприятий в тендерах и конкурсах, в государственном заказе. От местных властей во многом зависит создание коммерческого микроклимата в районе и городе. Там, где к предпринимателям уважительно относятся, создают им условия для работы, там бизнес развивается успешно. Но есть районы, откуда к нам поступают жалобы: замучили проверками, работать не дают.
От республиканских властей зависит решение вопроса экологической экспертизы. В ходе административной реформы изменилась структура природоохранного блока, и в органах экологического контроля появились дублирующие функции. В итоге возникла неразбериха в отношениях между самими органами, увеличилось число проверок на предприятиях.
Сегодня предприниматели надеются на помощь республиканского Правительства в урегулировании их взаимоотношений с поставщиками электроэнергии. Малый бизнес очень остро реагирует на введение системы штрафов за недобор энергетических мощностей. Получается, что ты израсходовал электроэнергии меньше, чем заказал, а тебя за это накажут рублем. Энергетики предлагают бизнесменам планировать каждый истраченный киловатт, а это не всегда возможно.
– Мне кажется, что многие проблемы малого бизнеса кроются в психологии предпринимателей. Каждый из них предпочитает собственными силами решать свои проблемы…
– Хотя малый бизнес в современной России существует два десятилетия, он еще не вышел из детского возраста. Предприниматели еще не почувствовали себя бизнес-сообществом, общественной силой, которая может постоять за свои интересы. Сегодня предприниматель – это субъект, который пытается выжить в одиночку. Бизнес ждет, когда кто-то что-то принесет ему на блюдечке. А свои права нужно отстаивать, и отстаивать сообща. Агентство по развитию предпринимательства РТ, Торгово-промышленная палата республики пытаются изменить это мироощущение у тех, кто пришел в бизнес. В меру своих возможностей мы пытаемся “воспитать” предпринимателя. Но процесс должен быть двусторонним: и самим бизнесменам не мешало бы иначе взглянуть на свою деятельность, на свою роль в жизни общества.