Итак, проблема монетизации льгот в российском обществе вроде бы решена, на очереди – реформа жилищно-коммунального хозяйства. Чтобы обсудить дополнительные меры по поддержке населения в ходе этой реформы, в парламенте республики прошло совместное заседание комитетов по экономике, инвестициям и предпринимательству и по социальной политике. В нем приняли участие заместители Председателя Госсовета РТ Юрий Камалтынов и Римма Ратникова, а также представители Правительства Татарстана.
Пробные счета за квартплату, присланные коммунальщиками, у большинства жителей республики, мягко говоря, радости не вызвали. Особенно это касается малоимущих и пенсионеров. Подсчитав свои доходы, кто-то из них пошел искать правду у депутатов. По признанию председателя Комитета Госсовета РТ по социальной политике Чингиса Махмутова, сейчас к нему идут посетители с одним вопросом: на что жить, если большая часть денег уйдет на оплату коммунальных услуг? “Но вот что характерно: когда мы садились с каждым посетителем и разбирались конкретно по его случаю, выяснялось, что человек просто не информирован о том, какие и в каком размере ему положены субсидии. И получалось, что на самом деле все не так уж и плохо”, – отметил он.
Неинформированность населения – это одна, но не единственная проблема реформы жилищно-коммунального хозяйства. Согласно федеральному законодательству, теперь каждый город и район имеют свои тарифы на услуги ЖКХ. И складывается парадоксальная ситуация: в Казани, где уровень доходов населения один из наиболее высоких, цена на воду и тепло за счет централизованных поставок ниже, чем, к примеру, в Елабуге. Причем значительно. По словам министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ Марата Хуснуллина, в части распределения капитальных вложений эта проблема будет решаться.
Естественно, что больше всего население волнует повышение тарифов. По этому поводу развернулась горячая дискуссия. Как отметил М.Хуснуллин, не сделав этот шаг, последующие шаги в реформировании сделать невозможно. Чудес на свете не бывает, и отрасль-банкрот по мановению волшебной палочки стать экономически стабильной не может. А свои плюсы у реформирования есть, и они еще обязательно проявятся и будут оценены.
Было отмечено, что ситуация в Татарстане по сравнению с другими регионами – не самая тяжелая. В частности, в республике тарифы на 25 процентов ниже, чем в среднем по России. “Можно, конечно, ничего не делать и протянуть еще два-три года, но если оставить все как есть, то через восемь лет у нас наступит полный износ водопроводно-канализационного хозяйства, через двенадцать – теплового, – отметил Марат Хуснуллин. – И без комплексного подхода к решению этой проблемы, когда часть услуг оплачивает население, часть – бюджет, часть – это внутренние ресурсы самих предприятий и инвесторов, достичь успеха будет невозможно”.
Правительство России, руководство Татарстана приняли ряд мер по улучшению ситуации с оплатой жилищно-коммунальных услуг. Из федерального бюджета для республики предусмотрено 560 млн. рублей на субсидии, из республиканского сюда дополнительно “вольются”
1 млрд.300 тыс. рублей. Эти деньги населению будут перечислять на счета в виде прямых денежных выплат. Их размер варьируется в широком диапазоне – от 10 до 1100 рублей. Причем пока людям не будут выданы положенные им льготы и субсидии, счета на оплату выставляться не будут. “Этого принципа мы твердо придерживаемся, – отметил Марат Хуснуллин. – Работа идет в круглосуточном режиме – почти по тридцати пяти районам республики мы имеем базы данных, деньги уже поступили на счета местных отделов соцзащиты и начали поступать на счета граждан”.
От стоимости жилищно-коммунальных услуг участники дискуссии перешли к их качеству. Тарифы растут, а оно лучше не становится. Пока само население не будет контролировать использование средств в жилищно-коммунальном хозяйстве, порядка тут не будет – таково мнение министра строительства, архитектуры и ЖКХ. А значит, люди должны брать ответственность за свое жилье на себя, то есть вступать в товарищества собственников жилья. В частности, в Казани есть такие товарищества, где стоимость услуг на 20-30 процентов ниже, чем в ЖЭУ. Министерством было проведено 600 собраний среди населения с целью показать выгоды такой формы организации жильцов, но только 40 ТСЖ было зарегистрировано. “Товарищами” становиться люди не торопятся, и на это есть объективные причины. Например, как можно взять под свою ответственность дом, в котором ни разу не проводился капитальный ремонт?
Другим болезненным моментом является предъявление претензий на качество услуг. Поступают жалобы от населения на то, что если не оплачивать неоказанную или оказанную некачественно услугу, то эта сумма становится долгом и плавно “перетекает” из одного счета в другой. Для решения этого вопроса министерством разработан специальный претензионный механизм. В частности, заявление за неоказание услуги можно подать письменно или по телефону диспетчерской службе управляющей организации (поставщика услуги). Независимо от формы подачи оно регистрируется в журнале. Представитель управляющей организации или поставщик услуги обязан в течение суток явиться к заявителю для составления акта. При неявке представителя в установленный срок факт снижения качества услуги считается доказанным с момента регистрации заявления. Поставщик услуги обязан устранить нарушение либо не взимать плату за неоказанную услугу.
Депутаты отметили, что успешный ход реформы зависит не только от субсидий для населения, но и от повышения пенсий и зарплат. К слову, у предприятий есть резерв для повышения зарплат, так как снижен единый социальный налог, плюс теперь нет перекрестного субсидирования. Однако денежный дождь на людей не проливается. Пока зарплату своим работникам планируют увеличить лишь крупные нефтяные предприятия. По мнению депутатов, необходима также “заморозка” тарифов на время реформирования. Кстати, с подобными инициативами в федеральный центр выходят и другие регионы России.
“Как бы то ни было, но наша задача – не просто пройти монезицию и стопроцентную оплату услуг ЖКХ. Надо, чтобы каждый город и район разработал конкретную программу оптимизации расходов по жилищно-коммунальным услугам”, – подытожил Марат Хуснуллин.
В заключение председатель Комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев отметил, что это лишь первое заседание по вопросу социальной защиты населения в ходе жилищно-коммунальной реформы и в течение квартала депутаты вернутся к его рассмотрению.