Деньги любят счет. И не только счет, но и правильное их расходование. Тогда они отвечают взаимностью – не исчезают в неизвестном направлении, не текут, как вода, сквозь пальцы… В июле в республике начал свою работу новый орган – Счетная палата РТ. Именно на нее возлагаются большие надежды по контролю за расходованием бюджетных средств. О первых шагах в работе, планах и проблемах нового органа рассказывает председатель Счетной палаты РТ Алексей Демидов.
– Алексей Иванович, как составлялся первый план работы Счетной палаты? Включены ли в него поручения от Президента и Госсовета?
– План составляли так, что в нем заложена не только бухгалтерская работа – посчитать, но и аналитическая. Мы будем определять, насколько эффективно используются бюджетные средства. Помните, несколько лет назад произошла трагедия в маленьком якутском городке Ленске, разрушенном льдом вышедшей из берегов Лены. На его восстановление выделили изрядную сумму – около шести миллиардов рублей. Деньги потратили вроде бы по прямому назначению. Однако стоимость этого жилья оказалась эквивалентной и даже выше стоимости элитного жилья на московском Арбате. А дома почему-то везли из солнечной Италии. Вот вам яркий пример, когда с арифметикой все в порядке, а эффективность использования бюджетных средств оказалась низкой.
Наша справка |
– Можете ли рассказать о первых итогах плановых проверок? Что они показали: бюджетные средства тратятся так, как надо, или, наоборот, много нарушений?
– Плановые проверки завершились в ГУП “Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан”, Министерстве здравоохранения, двух районах – Кукморском и Апастовском. К примеру, в двух сельских районах мы выявили нецелевое использование бюджетных средств на сумму более пяти миллионов рублей. То есть нарушения были и в том, и другом районе. Теперь по результатам проверок будут приниматься меры.
– Какие? Насколько Счетная палата “зубаста” в отношении нарушителей?
– По окончании работы подписываются акты, под которыми проверяемые также должны поставить свои подписи. Согласно закону палата имеет право не только направлять в органы государственной власти, руководителям проверяемых предприятий и организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба, но и давать обязательные для исполнения предписания. А при выявлении нарушения закона, влекущего за собой уголовную ответственность, передавать соответствующие материалы в правоохранительные органы. Если предписания Счетной палаты не исполняются или исполняются ненадлежащим образом, то по согласованию с Госсоветом республики счета проверяемых организаций могут быть на какое-то время заблокированы.
– Снятие с должности по итогам проверки – такое возможно?
– Я этого не исключаю. Если по результатам проверок Счетной палатой будут выявлены факты грубого нарушения бюджетного законодательства тем или иным должностным лицом, разбазаривания бюджетных средств, то по рекомендации палаты может последовать и увольнение данного руководителя.
– Как реагируют на внимание с вашей стороны руководители предприятий? Мне кажется, немного таких, кто с радостью встречает контролеров.
– Прежде всего, не надо путать аудиторов и инспекторов Счетной палаты со шпионами конкурирующих фирм. А самое главное, во всем цивилизованном мире бизнес ратует за прозрачную – для аудиторов – бухгалтерию, ибо это – гарантия законности бизнеса. В настоящее время мы все очень заинтересованы в притоке инвестиций в нашу экономику, в том числе и зарубежных. Но инвесторы пойдут на контакты с фирмой только после серьезного независимого аудита. Это нормальная мировая практика.
Хочу отметить, что к нашей работе относятся с пониманием. Во время одной из проверок люди обратились к инспекторам со словами: “Давно мы ждали, когда у нас будет наведен порядок”.
– В своей работе Счетной палате, видимо, не обойтись без взаимодействия с правоохранительными органами и прокуратурой?
– Да, конечно. Соответствующие соглашения с ФСБ, МВД и прокуратурой уже подписаны. Подготовлен также договор о взаимном сотрудничестве с налоговыми органами республики.
Хочу подчеркнуть, палата – не карательный орган. У нас достаточно субъектов, осуществляющих уголовное преследование. А вот в рамках внешнего финансового контроля Счетная палата должна занимать надлежащее ей место и систематически следить за целевым использованием бюджетных средств. На мой взгляд, ее основное назначение не столько в том, чтобы выявлять как можно больше финансовых нарушений, возвращать в бюджет неправильно истраченные бюджетные средства, инициировать возбуждение уголовных дел в отношении нарушителей финансовой дисциплины. Мы принесем обществу больше пользы, если сведем к минимуму эти нарушения, добьемся определенного порядка в управлении государственными средствами, сделаем все, чтобы это управление было максимально рациональным и эффективным. При этом важно не только контролировать процесс, но и осуществлять упреждающий контроль.
Соглашения же с правоохранительными и контролирующими органами необходимы для взаимного обмена имеющейся информацией, да и поддержка их нам нужна. К примеру, Счетная палата РТ не обладает достаточной компетенцией для принудительного устранения фактов нарушений, выявляемых ею в ходе ревизий. В этой связи, по обоюдному согласию с правоохранительными органами, материалы направляются, к примеру, в прокуратуру республики или в органы внутренних дел.
– Итоги проверок Счетной палаты Москвы рассматриваются в комиссиях Московской городской думы с участием СМИ. Как это будет происходить у нас? И как скоро общественность узнает о первых итогах проверок палаты?
– Согласно регламенту Счетной палаты РТ заседания коллегии нашего органа могут проходить с участием СМИ. Хотя члены коллегии, в которую, помимо председателя Счетной палаты, входят его заместитель и три аудитора, могут проводить и закрытые заседания. Плановые заседания коллегии проводятся, как правило, раз в месяц. Думаю, мы будем приглашать представителей СМИ на наши совместные заседания с депутатами Госсовета, которых также обязаны информировать по отдельным вопросам своей деятельности. Первые же итоги планируем озвучить где-то в октябре-ноябре.
– Со дня на день в Госсовет будет внесен проект бюджета РТ 2005 года, который должен пройти экспертизу Счетной палаты. Как это будет происходить?
– Последние годы бюджет имел ярко выраженную социальную направленность и формировался с дефицитом. Будущий финансовый год ожидается еще более сложным для исполнения, так как добавятся статьи, связанные с реализацией федерального закона о замене льгот денежной компенсацией. При этом в связи с изменениями в Бюджетном кодексе Российской Федерации с 1 января 2005 года сокращена доходная база субъектов России. Предполагаемые потери собственных доходов бюджета Татарстана составят около 3 миллиардов рублей.
Доходную же часть бюджета с каждым годом увеличивать все сложнее, экономический рост хоть и наблюдается, но не в тех масштабах, какие бы всем нам хотелись. Значит, необходимо очень выверенно подходить к процессу расходования государственных средств, исключить их разбазаривание и тем более хищение, организовать самый что ни на есть серьезный контроль. Проект бюджета на 2005 год мы получим практически вместе с парламентом, и сразу же начнется экспертиза. Думаю, эту работу будем проводить в максимально сжатые сроки и подготовим свои заключения по каждому разделу.
– На ваш взгляд, нет ли нужды в поправках к закону о Счетной палате?
– По большому счету закон у нас хороший. Это отметил во время своего последнего визита в Казань и руководитель Счетной палаты России Сергей Степашин. И все же первые месяцы нашей работы показали, что законодательство все предусмотреть не может. С проблемами мы столкнулись уже в первую неделю работы. К примеру, делаем запрос по Татарстану в Управление МНС РФ по РТ. Но согласно закону нас нет в перечне тех субъектов, которым налоговые органы обязаны предоставлять документы. То есть в российском законодательстве отсутствует понятие “Счетная палата региона”. Кроме того, возникают определенные препятствия в доступе к документам, имеющим ограниченный режим распространения – налоговой и банковской тайне. В настоящее время мы обратились в Счетную палату РФ и Государственный Совет РТ о необходимости внесения дополнений в соответствующие федеральные законы.
– Предоставляется ли проверяемыми вся информация, которая необходима для работы палаты?
– Вы затронули ключевой вопрос работы Счетной палаты РТ. Деятельность любого контролирующего органа строится не на домыслах и предположениях, а на фактах, которые подтверждены документально. В нашем законе четко прописано, что государственные органы обязаны предоставлять всю необходимую информацию по запросам Счетной палаты. До настоящего времени явного игнорирования наших запросов не было. Тем не менее наказание за непредоставление документов отсутствует. Поэтому нами инициированы изменения в Кодекс РТ об административных правонарушениях – в части установления ответственности за отказ от выполнения требований Счетной палаты РТ.
– Вообще, есть ли необходимость в праве законодательной инициативы, какая, например, закреплена за уполномоченным по правам человека?
– Парламент образовывал Счетную палату, и я не вижу необходимости добиваться самостоятельного права законодательной инициативы. Свои предложения мы можем вносить через комитеты Госсовета, что уже и делаем. В частности, внесли предложения по изменению республиканского административного законодательства.
– Как осуществляется взаимодействие с государственными органами власти? Согласитесь, создается несколько щекотливая ситуация, когда необходимо проверять, как расходует бюджетные средства Правительство…
– Мы часто сетуем, что в обществе контроля не хватает, а с другой стороны, говорим, что контролирующих органов слишком много. Малый и средний бизнес это особенно на себе ощущает. Мы не против ведомственного контроля, организуемого отдельными органами исполнительной власти. Такой контроль сам по себе важен, но он является внутренним по своей сути. А Счетная палата – орган внешнего финансового контроля и призвана контролировать исполнительную власть от имени общества. Этот новый орган государственного финансового контроля появился не по чьей-либо прихоти, а в связи с процессами демократизации государственного управления. Она призвана наиболее полно отвечать потребностям общества в контроле за тем, как власти всех уровней распоряжаются государственными (то есть общественными) финансами. И исполнительные органы, прежде всего Правительство, не должны воспринимать Счетную палату как некую оппозиционную структуру. Во всех случаях, когда действия исполнительной власти не противоречат общегосударственным интересам, Счетная палата является первым союзником и помощником исполнительной власти. Ее эффективная деятельность способствует укреплению доверия общества к власти и, следовательно, укрепляет саму власть. Сегодня ситуация требует объединить усилия всех ветвей власти ради общего дела. Тем более нерешенных проблем еще хватает. Так что Счетная палата – “не один в поле воин”, мы намерены работать в тесном взаимодействии с органами государственной власти.
– А как будет строиться сотрудничество со Счетной палатой РФ?
– В начале октября состоится подписание соглашения, которое заверят своими подписями руководители счетных палат России и Татарстана. На следующий год запланирована совместная проверка расходования бюджетных средств – как федеральных, так и республиканских – по подготовке 1000-летия Казани.
– Не за горами выборы местного самоуправления, после которых пятой частью всех республиканских доходов станут распоряжаться муниципалитеты. Кто за этим будет осуществлять контроль?
– Первый вариант – пойти по пути воронежцев. Там в Счетной палате создали специальный отдел из 12 человек по работе с бюджетами муниципальных образований. Другой вариант – создание органов финансового контроля в городских и районных муниципальных образованиях, которые объединятся в ассоциацию.
В связи с последним заявлением Президента России Владимира Путина о необходимости укрепления государства, изменения системы выборов руководителей регионов, создания Общественной палаты России, думаю, что оптимальным вариантом будет все-таки первый.
Я сам работал главой администрации района и знаю ситуацию изнутри. Давайте представим: пройдут выборы в муниципальных образованиях, и каждое начнет создавать свой ревизионный орган. Думаю, все сказано. Вы же понимаете, что этот орган будет только для внутреннего контроля. Кроме того, непросто будет подобрать квалифицированные кадры. Эффективность работы такого органа будет низкая, поэтому опыт Воронежской области я считаю более предпочтительным, и его можно было бы применить и в Татарстане.
– А как обстоит дело с кадрами в вашем ведомстве? Ведь тут должны работать профессионалы с большой буквы.
– Хочу подчеркнуть, что мы не являемся правопреемниками ни Контрольного управления Президента, ни Комитета парламентского контроля. Мы – новый орган, с достаточно большими полномочиями. Но, на мой взгляд, в своей деятельности мало поймать кого-то за руку и радоваться этому. Нужно так организовать работу Счетной палаты, чтобы бюджетополучатель не допускал ошибок и бюджетные средства использовались максимально эффективно. Главное – упредить, а не наказать.
Коллектив у нас сформирован, что называется, с нуля. Из упраздненных органов работает где-то пять человек, пришли специалисты из Минфина, Министерства экономики и промышленности, прокуратуры. При этом очень много молодых сотрудников – от двадцати трех лет. Я изначально поставил задачу собрать не только профессиональный коллектив, но и сравнительно молодой. И не ошибся, многие специалисты достаточно хорошо себя зарекомендовали. К примеру, 24-летний Азат Валеев окончил финансовый институт и полгода стажировался в Англии. Он хорошо зарекомендовал себя на первых проверках. У нас очень сильная юридическая группа, которую возглавила Софья Козина, работавшая прежде в прокуратуре республики по направлению “Надзор за исполнением налогового и бюджетного законодательства”. Управление экспертизы и методологии возглавил Артем Сироткин, которому чуть более 30 лет. Он окончил Российскую экономическую академию имени Плеханова и Международную академию бизнеса при МГИМО.
В заключение хотел бы сказать, что Счетная палата намерена в своей деятельности руководствоваться принципом гласности, работать открыто и с результатами своих проверок знакомить население республики через средства массовой информации, в том числе и через вашу газету.
Фото Василия Абросимова.