На днях в Набережных Челнах прошел республиканский семинар “Благоустройство городов Республики Татарстан”. Представители министерств, ведомств, администраций городов и районов, директора жилищно-коммунальных предприятий обсудили тему “гармоничного повышения комфортности проживания горожан”, а также ознакомились с положительным опытом челнинцев по благоустройству города.
Цифры, озвученные на семинаре, показали, что комфортность проживания в городах “гармонично повышать” необходимо по многим направлениям. Прежде всего это касается асфальтирования дорог. Обеспеченность городов республики дорогами с твердым покрытием на сегодняшний день составляет 77,9 процента. Добротным асфальтом могут похвастать лишь пять городов – Азнакаево, Альметьевск, Бавлы, Нижнекамск и Нурлат. Приближаются к стопроцентной отметке Набережные Челны (94 процента), Бугульма (91), Зеленодольск (82,8), Лениногорск – (81,7). А вот столице Татарстана в этом направлении предстоит еще масса работы: Казань обеспечена дорогами с твердым покрытием лишь на 61,4 процента. В значительном улучшении дорожно-уличной сети нуждаются Мензелинск (61,3), Чистополь (58,5), Заинск (57,6), Елабуга (52,3), Тетюши (40,8), Менделеевск (28,5).
Другая проблема городов – неблагоустроенные дворы. Расшатанные качели, сломанные скамейки, мусор – вот атрибуты большинства дворовых площадок. Есть, конечно, положительные примеры. В тех же Челнах участники семинара побывали во дворах, фотографии которых могли бы украсить любой журнал по дизайну – разноцветные и яркие детские качели, аккуратные скамейки, цветочные клумбы, сделанные с фантазией. Но, как подчеркнул министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ Марат Хуснуллин, подобные дворовые площадки – немассовое явление. “С 1 апреля по 1 июля 2004 года в республике было благоустроено 507 дворовых площадок, что составляет менее десяти процентов от всех имеющихся”, – сообщил он.
Увы, у нас еще существует порочная практика, когда новые дома сдаются без благоустройства придомовых территорий. Как правило, это происходит в конце года, когда выполнить работы по благоустройству невозможно. Строительными организациями даются гарантийные письма, что, как только позволит погода, все недостатки будут устранены. Но проходит время, и про них все благополучно забывают. Проверка инспекции Госархстройнадзора в 2003 году выявила, что каждое пятое “обязательство” по благоустройству до сих пор не выполнено.
Зато города нашей республики можно с полной уверенностью назвать зелеными. Количество насаждений, приходящихся на душу населения, практически везде превышает нормативы в два раза. А в некоторых городах и в пять-шесть раз. Исключение из этого благолепия составляет Казань, где зелени гораздо меньше, чем необходимо.
На семинаре были отмечены и проблемы уличного освещения городов, санитарной очистки, водоснабжения, канализации, очистных сооружений и многие другие. Все они завязаны в один узел, и оптимальное решение с наименьшими затратами и наибольшей эффективностью зависит от генерального плана развития города. Это своеобразная отправная точка для “гармоничного повышения комфортности проживания”. А им, увы, могут похвастать немногие города республики.
Вообще, генеральный план является главным градостроительным документом, на основе которого составляются все конкретные проекты планировки и застройки города. Он определяет дальнейшие перспективы его развития, а в соответствии с ним уже решаются текущие вопросы – где построить школу, разместить жилой квартал, проложить дорогу и так далее. В общем, от того, каким будет этот документ, зависит жизнь каждого горожанина. Именно он помогает избежать многих городских проблем и ненужных затрат.
Набережные Челны развивались по генеральному плану, утвержденному еще в 1973 году и рассчитанному на население в 350 тысяч. Естественно, что автоград уже давно “вырос” из этого документа. И некоторые градостроительные решения на перспективу оказались не совсем верными. Поэтому основной задачей прошедшего года было завершение работ по формированию генплана города, учитывающего рост численности населения автограда до 750 тысяч человек.
“Мы планируем, что в 2005 году эта работа будет завершена, – говорит глава администрации Набережных Челнов Ильдар Халиков. – При этом отдельно будет утвержден план развития центра города. В Челнах сложилась уникальная ситуация, когда полумиллионный город остался с незастроенным центром. Поэтому мы уделили этому особое внимание: сформировали рабочие группы, которые представили на суд специалистов и общественности два варианта застройки центра города”.
Обсуждение главных градостроительных документов с населением для нас пока что в новинку. Долгое время генпланы являлись “закрытыми”, их разрабатывали и принимали лишь посвященные. Естественно, что обычные горожане в этом процессе никак не участвовали. А ведь учет мнения населения при разработке подобных документов – это одна из форм самоуправления и в развитых странах практикуется достаточно давно. К примеру, в Голландии по планам развития городов выпускаются красочные буклеты-анкеты. В них просто и доступно излагается, что хотели бы сделать власти по части строительства того или иного объекта. А зачастую предлагается несколько вариантов, и любой житель может пометить “галочкой” то, что его сердцу мило.
Инструментом обратной связи с населением стал и Интернет. Житель может зайти на сайт города и посмотреть, каковы перспективы водоснабжения, развития телефонной связи, реконструкции памятников и так далее. Тут же можно высказать мнение по тому или иному вопросу и предложить что-то свое. Таким образом, любой желающий может участвовать в развитии собственного города. Результат данной работы – высокая степень доверия населения к власти.
Конечно, до подобной организации учета общественного мнения нам еще далеко, но определенные шаги в этом направлении делаются. К примеру, в Набережных Челнах обсуждение плана развития центральной части города шло две недели. Была организована презентация, к акции привлечены СМИ. А на экспозиции, которая рассказывала, что предлагается сделать в автограде, могли побывать все желающие. “Была организована специальная система фиксирования предложений независимо от того, какие они и от кого поступают”, – отметил Ильдар Халиков.
“Обсуждение с населением генпланов городов – это обязательное условие Градостроительного кодекса как Российской Федерации, так и Татарстана, – говорит заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ, главный архитектор республики Николай Лекарев. – Форма обсуждения может быть любой. Есть, конечно, конфиденциальная часть генерального плана, которая не подлежит обсуждению, так как от нее зависит безопасность горожан. Все остальное должно стать достоянием жителей”.
Вообще, в республике по восьми городам уже разработаны генпланы, а более двадцати находятся в работе. “Вот уже три года совместно с администрациями мы проводим разработку генпланов, однако до сих пор не все должным образом участвуют в этом процессе, – подчеркнул Марат Хуснуллин. – Обращаю внимание главных архитекторов городов и районов, заместителей глав администраций на необходимость завершения работ по разработке генпланов”.
Пока финансирование главных градостроительных документов идет по принципу “пятьдесят на пятьдесят”. Половину денег на достаточно дорогой документ выделяет республика, другую часть должна найти администрация города. С 2006 года ситуация изменится. На уровне районов и городов начнут функционировать органы местного самоуправления. “Мы не сможем финансировать эту программу из республиканского бюджета, то есть все затраты лягут на плечи местных властей, – подытожил министр строительства и ЖКХ. – Соответственно разработка этих документов может затянуться, и ряд городов не получит генпланов. А это главный закон, по которому должна развиваться территория”.
Можно представить, какие проблемы для горожан может породить такая ситуация.