Много вариантов, но мало денег

Прошло четыре года, как главная нефтяная компания республики вошла в шинный бизнес, и около двух лет – с момента появления управляющей компании “Татнефть-нефтехим”, чья основная задача заключается в выработке и проведении в жизнь общей стратегии нефтехимических предприятий.

Автор статьи: Ирина МИТРЮШКИНА

Прошло четыре года, как главная нефтяная компания республики вошла в шинный бизнес, и около двух лет – с момента появления управляющей компании “Татнефть-нефтехим”, чья основная задача заключается в выработке и проведении в жизнь общей стратегии нефтехимических предприятий. На недавней пресс-конференции в Нижнекамске директор управляющей компании Роберт Ханнанов сообщил журналистам об итогах деятельности комплекса за прошлый год и рассказал о перспективах его развития на ближайшие годы.


В 2003 году финансовые результаты работы предприятий заметно улучшились – по сравнению с предыдущим годом. Комплекс произвел продукции на 13 миллиардов рублей. Полученная прибыль составила 283 миллиона рублей (в 2002 году комплекс сработал с убытком в 45 миллионов рублей). Положительные тенденции связаны прежде всего с улучшением показателей работы ОАО “Нижнекамскшина”. Выдав прибыль в размере 150 миллионов рублей, шинники наконец-то вошли в число рентабельных предприятий.


В качестве положительных итогов года был назван также ввод в действие завода синтетических масел, предприятие сегодня загружено на 60 процентов проектной мощности. Планируется, что на полную мощность завод выйдет в третьем квартале нынешнего года, а в 2005-м увеличит объемы в 2,5 раза.


Касаясь будущего комплекса в целом, Роберт Ханнанов отметил, что программа его развития на ближайшие десять-пятнадцать лет пока недостаточно ясна и во многом зависит от того, как будет складываться ситуация в отрасли и как поведут себя цены на нефть. Имеется несколько вариантов развития. Один из них связан с созданием совместных производств на ведущих предприятиях комплекса. Например, на “Нижнекамскшине” планируется реализация двух проектов общей стоимостью примерно 100 миллионов долларов. Первый – выпуск резинотехнической смеси, необходимой для изготовления легковых шин новой линии. Второй – создание цеха металлокордовых шин – актуален для сохранения позиций на рынке грузовых шин. Реализация этих проектов осложняется тем, что на серьезные вливания со стороны материнской нефтяной компании, ставшей участницей многомиллиардных проектов за рубежом, рассчитывать не приходится. Поэтому перед управляющей компанией стоит задача сделать инвестиционно привлекательными сами предприятия комплекса.


Для этого, к примеру, необходимо очистить от долгов “Нижнекамскшину”. Что, в общем-то, уже и делается. По республиканским и местным налогам долгов уже нет, а к концу года шинники готовы полностью рассчитаться по задолженности в российский бюджет. Вторым шагом к созданию инвестиционно привлекательного предприятия станет увеличение уставного капитала акционерного общества. С этой целью планируется проведение дополнительной эмиссии акций шинников в общей сложности на 3 миллиарда рублей.


При создании совместных предприятий управляющая компания в первую очередь рассчитывает на внешних партнеров. Так, с заводом технического углерода и ЗАО “Ярполимермаш” уже готовы сотрудничать фирмы с мировым именем. При их отсутствии для “Нижнекамскшины” будет выбран путь локального развития при поддержке “Татнефти”. В любом случае политика агрессивного внедрения в российский шинный рынок будет продолжена.


Так, в феврале этого года управляющей компанией представлены руководству “АвтоВАЗа” два пакета предложений. “Татнефть-нефтехим” готов поставлять заводу нижнекамские шины в комплекте с дисками (для чего возможно создание предприятия по выпуску дисков на паритетных началах с известной немецкой фирмой) и обеспечивать на 50 процентов потребность завода в маслах и нефтепродуктах. Второй пакет включает в себя поставку резинотехнической продукции и пластмассовых изделий совместно с акционерным обществом “Нижнекамскнефтехим”. Подобный поливариантный способ сотрудничества компания намерена предложить и КамАЗу.


Однако многовариантность предполагаемого развития предприятий комплекса (наряду с отсутствием завершенной договоренности с потенциальными потребителями продукции его предприятий) делает информацию, звучавшую из уст руководителя управляющей компании, несколько размытой. Что, в общем-то, не отрицал и сам Роберт Ханнанов. Он напоследок заметил, что если до 2005 года по предприятиям комплекса не будут предприняты кардинальные решения, то в будущем возможно их отставание от передовых предприятий отрасли.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще