Темы, связанные с реформированием жилищно-коммунального хозяйства, – одни из самых обсуждаемых как на государственном, так и на бытовом уровне. Что и понятно, поскольку громоздкий комплекс проблем столь сложного социально-экономического процесса практически повсеместно носит обостренный характер. О том, какое значение их решению придают в Лениногорске, рассказывает глава местной администрации И.Садриев.
– Исхак Аюпович, сначала о положении дел в подконтрольной вам системе ЖКХ.
– Знаете, я без всяких затруднений могу привести немало фактов, цифр, говорящих, что не все в ней совсем уж плохо. К примеру, несмотря на то, что доходная часть нашего бюджета в прошлом году была выполнена лишь на 75 процентов, мы, тем не менее, полностью профинансировали предприятия жилищно-коммунального хозяйства, благодаря чему они произвели капитальный ремонт и делают текущий в полном объеме, не допустили серьезных повреждений инженерных сетей, аварий при обслуживании оборудования. Коммунальщики рассчитались с поставщиками энергии, стабилизировали у себя выдачу зарплаты и т.д.
Однако тешить себя этим – значит уподобляться страусу, прячущему голову в песок. Поэтому буду акцентировать внимание на другом. На том, что расчетные счета ряда коммунальных коллективов заблокированы из-за растущих задолженностей в бюджет. Тревожнее всех положение у ПТЖХ, хотя за жилищно-коммунальные услуги лениногорцы заплатили в минувшем году по сравнению с позапрошлым на 33 миллиона рублей больше. Но из-за повышения тарифов у нас в городе насчитывается уже около 830 семей, каждая из которых задолжала тысячи рублей. А в общей сложности по всем подразделениям предприятиями ЖКХ недополучено 18,2 млн.рублей.
– И, согласитесь, не только потому, что те или иные люди испытывают денежные затруднения, но нередко еще и в связи с тем, что их не устраивает качество жилищно-коммунальных услуг.
– Совершенно верно. Вот это даже больше, чем финансовая составляющая рассматриваемых сейчас нами проблем, принималось во внимание, когда мы задумывали реформирование ЖКХ для повышения качества соответствующих услуг. Чтобы продлить эксплуатацию жилого фонда, мы принялись за реорганизацию домоуправлений в общества с ограниченной ответственностью.
Первое такое ООО “Жилсервис”, по существу частное предприятие, появилось в порядке эксперимента на базе одного домоуправления, у которого было особенно много забот с обслуживанием подопечных ему зданий. Однако уже через три месяца число ежедневных заявок сократилось с 90 до 30-40, а повторных вызовов по тому же адресу и поводу не стало вовсе. Теперь вам вопрос. Чем чаще всего коммунальщики объясняют свои недоработки?
– Нехваткой средств.
– Верно. Так вот, Николай Наумович Баштанов, так зовут руководителя “Жилсервиса”, и его подчиненные больше всего порадовали меня, доказав, что денег, получаемых от потребителей, им в отличие от предшественников хватает на все и даже на новые замыслы.
– Какие?
– Ну, к примеру, Баштанов изыскал на своем предприятии средства, чтобы нанять продавца в магазин, открываемый им в помещении “Жилсервиса”, где собирается продавать жильцам краны, смесители, прокладки, все прочее, необходимое для содержания, ремонта сантехнического и иного оборудования квартир. Причем, подчеркиваю, без торговых накруток, то есть по ценам поставщиков. В общем, он делает то, что не могло себе позволить государство в лице домоуправлений. Скажем, установить какой-нибудь бабушке с небольшим достатком водяной счетчик с рассрочкой на несколько месяцев.
А вскоре Николай Наумович установит приборы, контролирующие потребление тепловой энергии. Жильцы думали, что этот частник повысит плату, три шкуры сдерет. Однако он заявил, что намерен понизить тарифы.
Не будет у Баштанова финансовых проблем и с обустройством весной во дворах детских, бельевых площадок, цветочниц. Но хозяйствовать вот так, не жалуясь на недостаток денег, можно только при предельно рациональном их использовании. Что и продолжает доказывать “Жилсервис”, где развернули жесткую их экономию. И сюда пошли квалифицированные работники, уважающие себя и свой труд специалисты, средний заработок которых за короткое время вырос с 3,5 тысячи до 5 тысяч рублей.
– Способен ли теперь “Жилсервис” только своими силами осуществлять надлежащий присмотр за подведомственным ему жилым фондом?
– Нет, сделать это в полном объеме можно лишь с активным и заинтересованным участием проживающих в домах людей. Вот почему наряду с формированием в Лениногорске аналогичных “Жилсервису” обществ с ограниченной ответственностью мы прилагаем усилия к тому, чтобы увеличивалось у нас и число товариществ собственников жилья. Пока же их по городу всего 14. Хотя 199 из 442 лениногорских домов приватизированы на 90, а 111 – на 100 процентов, то есть фактически перешли в частное владение, тем не менее практически весь жилой фонд продолжает находиться на балансе ПТЖХ, а его собственником по-прежнему является государство.
С такой парадоксальной ситуацией мы долго мириться не собираемся. Однако и давить на людей, поторапливая их с созданием ТСЖ, тоже не намерены, поскольку из-под палки никогда ничего путного не выходило. Необходимо добровольное, по инициативе горожан, формирование ТСЖ, а ускорить его как раз и призван убедительный пример “Жилсервиса”. Отношения между ним и жильцами установились весьма плодотворные. Жильцы стали бережнее относиться к тому, что находится за порогом их квартир, – лестничным площадкам, окнам, подъездным дверям и так далее.
Полагаю, понятно теперь, почему с февраля нынешнего года в Лениногорске действуют уже десять подобных обществ с ограниченной ответственностью. И если они будут действовать так же старательно, предприимчиво, как Баштанов со своим коллективом, ряды товариществ собственников жилья станут заметно пополняться. К тому же они смогут выбирать, какому из коммунальных обществ отдавать предпочтение при заключении договоров на их услуги.
– Допускается ли вашими планами то, что со временем товарищества собственников жилья могут поглотить функции коммунальных обществ, завести, в частности, свои ремонтные бригады?
– Да, но на следующем этапе, когда соседние товарищества решат объединить свои финансовые ресурсы. Пока же им, создаваемым отдельно при каждом доме, если он не высотка, а обычная пятиэтажка, это просто невыгодно. Так же, как коммунальным обществам нерентабельно содержать мощную спецтехнику, производить капиталоемкие ремонтные работы. Мы их пока оставили за ПТЖХ, но передадим обществам с ограниченной ответственностью, после того как они окончательно окрепнут. А главного мы уже добились, поломав с их формированием монополию на коммунальное обслуживание лениногорцев.
– А не опасаетесь одновременно с этим потерять контроль за его качественным уровнем, тарифной политикой частных коммунальных предприятий?
– Нет, поскольку у нас создана управляющая компания, которая ежедневно и тщательно анализирует все, что происходит в коммунальной сфере.
Перед тем, как приняться за реформы в ЖКХ, мы два года объезжали другие города республики. Кое-что взяли на заметку и наметили все же формировать нашу управляющую компанию несколько иначе. Если в других городах республики такие компании создаются на базе ПТЖХ и занимаются в основном жилищными услугами, то у нас она стала своеобразной надстройкой над всеми коммунальными предприятиями, включая ПТС, водоканальное хозяйство, службы благоустройства, озеленения и т.д., являясь посредником как между ними, так и между коммунальщиками и администрацией, населением города и района. Наша компания выполняет весьма значительный объем различных задач, следит, в том числе, за тем, чтобы подведомственные ей коллективы своевременно рассчитывались за энергоресурсы, выплачивали налоги и зарплату все подразделения получали регулярно.
Но основная функция управляющей компании – быть защитником интересов горожан в их отношениях с коммунальщиками. Здесь действует отдел претензий потребителей, обладающий карательными финансовыми возможностями.
С января нынешнего года такие же преобразования начались и на предприятии тепловых сетей. Но вот котельные с их оборудованием мы в частное владение передавать не торопимся. Я вообще не сторонник того, чтобы энергетические объекты, обеспечивающие жизнедеятельность городов, принадлежали частникам. И котельные им отданы лишь на обслуживание, эксплуатацию. Ну а время покажет, как поступать дальше. Сейчас идет ускоренная подготовка к радикальной реорганизации и остальных подразделений нашего ЖКХ.
– Тех, что в районе, тоже? Ведь там, в сельской глубинке, проблем еще больше.
– Эксплуатационная надежность электролиний, газопроводов в хозяйствах района большого беспокойства не вызывает, а вот состояние инженерных коммуникаций, обеспечивающих, в частности, сельчан водой, вызывает в ряде деревень и сел весьма серьезную озабоченность. В связи с этим реализуется соответствующая программа действий. Предусматривается, например, реорганизация многоотраслевого производственного предприятия ЖКХ в поселке Шугурово. С прошлого года оно переведено под контроль управляющей компании, которая проводит сейчас анализ финансово-экономической ситуации на этом предприятии, чтобы выработать оптимальную тарифную политику, укрепить материально-техническую базу.
Добавлю, что буду рад, если в населенных пунктах района появятся желающие из числа инженерно-технических работников, предприимчивой молодежи взяться за частное обслуживание жилищно-коммунального хозяйства. Окажем им всестороннюю поддержку. И очень важно добиться того, чтобы сельчане бережно относились к воде, электроэнергии, прочим энергоресурсам.
– Исхак Аюпович, вы удовлетворены ходом реформирования лениногорских ЖКХ?
– Не полностью. Мы занимались бы этим намного успешнее, если бы располагали четко проработанными на общероссийском уровне концепциями осуществления столь сложного процесса. Необходимы также внятные регламентирующие нормы, законы. В чем, полагаю, со мной солидарны руководители городских и районных администраций республики.