Новая система сбора акциза на нефтепродукты (теперь его платят не производители, а те, кто реализует и продает товар) дала первые всходы. Они оказались столь неблагоприятными, что добавили головной боли не только тем, кто имеет дело с горюче-смазочными материалами, но и Правительству. Уже первые недели января показали, что если не взять под контроль эту сферу, то очень скоро республика окажется не только без бензина и дизтоплива, но и без акциза, который либо уплывет в другие регионы, либо его просто не будут платить. Благо схем ухода от акциза уже сегодня придумано предостаточно. Именно поэтому Премьер-министр РТ Рустам Минниханов провел в минувший вторник совещание, на которое пригласил руководителей “Татнефти”, “Татнефтепродукта” и частных компаний, работающих в сфере реализации нефтепродуктов.
Не секрет, что соответствующие поправки в Налоговый кодекс РФ “протолкнули” крупные нефтяные компании, которые намерены заново поделить рынок и очистить его от мелких, путающихся под ногами конкурентов. Цель поправок была благая – перенести часть налоговой нагрузки с производителей на продавцов нефтепродуктов. В итоге – нагрузка легла на… покупателей. Регионы, где расположены нефтеперерабатывающие заводы, не хотят выпускать акциз со своих территорий (ведь за счет акциза пополняются местные бюджеты и дорожный фонд). Поэтому НПЗ продают потребителям бензин по цене, в которую уже включен новый акциз. Компании, владеющие АЗС, следуя закону, получили свидетельства лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Этот документ обязывает их платить акциз с каждой проданной тонны ГСМ. Получается, что они платят акциз дважды. Единственный способ покрыть расходы – поднять цены на бензин на величину повторного акциза, что, кстати сказать, уже происходит во многих регионах. Там цены подросли в среднем на 10 процентов. Это только начало, предупредил руководитель Ассоциации продавцов нефтепродуктов республики Д.Пашин. Ситуация может обостриться весной, когда предложение будет ниже спроса.
Перед Правительством республики встала сложная задача. Прежде всего, необходимо собрать в полном объеме акциз на нефтепродукты. В бюджете РТ, как пояснил руководитель республиканского Управления Министерства по налогам и сборам России Р.Хайров, акциз рассчитан исходя из объемов потребления нефтепродуктов. Во внимание не принимались возможные махинаторы, которые захотят уйти от налогообложения. Поэтому сейчас необходимо установить жесткий контроль за всеми фирмами, которые имеют дело с горюче-смазочными материалами.
Это же не так сложно сделать, вступил в дискуссию премьер. Достаточно организовать посты на железных дорогах и на въездах в республику. Бензин, кроме как по железной дороге и цистернами, в республику не ввезешь. Значит, можно проконтролировать, сколько нефтепродуктов поступило и кому именно, сколько акциза получатели должны заплатить в бюджет. Налоговые посты можно установить в компаниях, которые не отличаются хорошей репутацией. Если же кто-то попытается использовать мудреные схемы ухода от акциза, то сильно прогорит. Взятки им обойдутся дороже, чем законные платежи, предупредил Рустам Минниханов.
Вторая задача – обеспечить потребителей нефтепродуктами хорошего качества и в полном ассортименте. Эта задача должна быть выполнена, прежде всего, потому, что в республике есть сырье и есть компания, которая работает в этой сфере. Тут важно, как подчеркнул генеральный директор “Татнефтепродукта” Р.Сабиров, чтобы “Татнефть” предложила товар по приемлемой цене. Иначе оптовики пойдут искать нефтепродукты на стороне. Судя по реакции зала на выступления представителей “Татнефти”, цены, которые диктует главная компания Татарстана, их пока не устраивают. “Татнефть” тоже предлагает нефтепродукты для реализации по цене, в которую уже… включен акциз. Более того, представители компании, как ни бился премьер, так и не раскрыли перед собравшимися условия продажи нефтепродуктов и основы своей ценовой политики.
Это “затемнение” навело некоторых на нехорошие мысли: уж не хочет ли “Татнефть”, скрывая эту информацию, одним махом избавиться от мелких конкурентов, предлагая им товар по неприемлемым ценам? Эти подозрения в какой-то степени подтвердили и реплики из зала: представители компании уже “работают” с продавцами нефтепродуктов в республике, заставляя их… продать собственные АЗС. Дескать, вы все равно не выдержите конкуренции. А заместитель начальника управления “Татнефти” Ф.Гайфутдинов так и заявил с трибуны, что мелким компаниям придется искать другую область для зарабатывания денег.
Мы не пойдем на то, чтобы силовыми методами убирать из этой сферы малый бизнес, однозначно заявил премьер. Нравится это кому-то или нет, но придется искать общий язык, иначе республика будет испытывать большие проблемы и с бензином, и с доходами в бюджет. Сегодня “Татнефть” и “Татнефтепродукт” имеют чуть менее 55 процентов АЗС в республике. Остальное – в руках небольших компаний. Если выбить у них почву из-под ног, последствия будут необратимыми, тем более, что пока “Татнефть” может произвести в Башкортостане из собственного сырья до 450 тысяч тонн бензина, а потребности республики – 600 тысяч тонн. Правда, по оптимистичным заявлениям заместителя генерального директора компании В.Карпова, и оставшиеся 150 тысяч тонн нефтяники смогут обеспечить для потребителей Татарстана, но опять же возникает вопрос: по какой цене и на каких условиях?
Судя по выступлениям владельцев АЗС, они ни в коем случае не хотят отказываться от своего бизнеса. Более того, они готовы взять в аренду и лизинг АЗС, находящиеся в собственности “Татнефти”, гарантируя им своевременные платежи. У мелких компаний и затраты меньше, чем у гигантов. Однако трудно предположить, что “Татнефть”, ежегодно наращивая число АЗС, так просто пойдет на это предложение.
Выслушав мнения сторон, Рустам Минниханов предложил специальной комиссии (ее возглавляет министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Владимир Швецов) рассмотреть все предложения. Мы должны ориентироваться на “Татнефть” (в этом случае акцизы останутся в республике), но так выстроить отношения сторон, чтобы никто не пострадал, чтобы не разрушить рынок нефтепродуктов. Нас ждут сложные времена, новая система сбора акцизов еще приведет к чехарде на рынке, поэтому наша политика в этой сфере должна быть гибкой, чтобы выйти из этой ситуации с наименьшими потерями, отметил премьер.