В 2000 году в республике валовой региональный продукт (ВРП) вырос по сравнению с предыдущим годом более чем на 8 процентов, констатирует в своем послании Минтимер Шаймиев. Татарстанский показатель ВРП на душу населения почти на 25 процентов превысил среднероссийский. Промышленное производство увеличилось на 9,8 процента, достигнув 193,7 млрд. рублей. Причем впервые рост отмечается во всех отраслях промышленности.
Однако, несмотря на явные успехи в экономике Татарстана, Президент считает, что необходимо по-новому взглянуть на роль государства в экономической политике. О стратегических приоритетах экономического развития республики – наш разговор с государственным советником при Президенте РТ по социально-экономическим вопросам – директором Института социально-экономических и правовых наук Академии наук Татарстана Фильзой ХАМИДУЛЛИНЫМ.
Хорошая прибыль – богатый бюджет
– Фильза Гарифович, руководство республики уже не первый год придерживается курса на поддержку татарстанских товаропроизводителей. По итогам прошлого года их прибыль выросла в два раза и составила 46,4 миллиарда рублей. Благодаря чему были достигнуты столь внушительные результаты?
– Следует отметить, что девяносто два процента прибыли получены в промышленности. Прежде всего на это повлияло повышение цен на нефть, а нефтяной комплекс занимает солидную долю в объемах производства республики. Но не стоит забывать и о том, что в 2000 году впервые рост объемов производства охватил все отрасли промышленности.
Лет пять назад по суммарной прибыли мы отставали от некоторых регионов России. Сегодня ситуация изменилась. Татарстан не только по объему производства вышел на первое место в Приволжском федеральном округе и на четвертое – в Российской Федерации, но и по величине прибыли оказался на таких же позициях. То есть прибыль растет в тех же соотношениях, что и объем промышленной продукции, который достиг в предыдущем году огромной цифры – 193,7 миллиарда рублей. Республика по данным показателям обошла отнюдь не бедные Самарскую и Нижегородскую области, Башкортостан и другие субъекты Федерации.
В связи с введением в действие второй части Налогового кодекса РФ, налог на прибыль становится одним из основных источников пополнения бюджета. Вот почему государство столь заинтересовано в росте чистых доходов местных товаропроизводителей, которые за счет прибыли в состоянии развивать производство и поддерживать своих работников. А Правительство, благодаря поступающим налогам, может повышать заработную плату бюджетникам, увеличивать средства, идущие на социальные нужды.
Но наибольший удельный вес составляют инвестиции промышленных предприятий, направляемые в развитие производства, ведь износ активной части основных фондов доходит сегодня до шестидесяти восьми процентов. Оборудование быстро стареет, причем не только физически, но и морально. И главный источник его обновления наряду с амортизационными отчислениями – это прибыль.
– Понятно, что доход предприятий имеет важное экономическое значение. А как добиться того, чтобы он увеличивался? Поскольку прибыль – это разница между ценой и себестоимостью продукции, то, выходит, нужно поднимать цену?
– На рынке существует конкуренция. Товар в условиях конкурентной борьбы выиграет в том случае, если он будет отличаться высоким качеством и низкой ценой. Поэтому цена имеет определенное ограничение и не может бесконечно повышаться. К тому же она зависит от покупательной способности населения. Коль зарплата невысокая, то будь продукция “золотого” качества, но недосягаемой цены, приобретать ее не будут.
– Но чтобы получить качественную продукцию, нужно увеличивать затраты на нее…
– В чем и проблема. Необходимо стремиться к уменьшению затрат или хотя бы к тому, чтобы они не слишком быстро росли. Однако не везде внимательно относятся к этому, и в республике пока остается большое количество убыточных предприятий: в 2000 году – 40,9 процента.
Хорошо, что в текущем году их число хоть не намного, но сократилось: по последним данным Минэкономпрома – до тридцати семи процентов. Большую роль в этом сыграла реализация республиканской программы энергосбережения. Энергетические затраты составляют значительную часть в себестоимости продукции. И в деле их уменьшения имеются еще огромные резервы.
– Все-таки непонятно, почему при таком большом количестве убыточных предприятий республике удалось получить столь высокую прибыль?
– Потому что сумма убытков, понесенных ими (не бюджетообразующими организациями), маленькая – всего 4,33 миллиарда рублей, то есть составляет примерно восемь процентов общей прибыли. А всего в прошлом году мы получили почти 50,8 миллиарда прибыли, или, за вычетом убытков, 46,4, миллиарда рублей.
– И какая же политика проводится в отношении убыточных предприятий?
– Министерство экономики и промышленности Татарстана провело мониторинг всех предприятий республики. И с каждым из них ведется индивидуальная работа. Безнадежные организации-должники являются клиентами республиканского Комитета по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, который старается помочь им. Если предприятие все равно гибнет, тогда встает вопрос о его перепрофилировании.
Политика сегодня такова, что какие-то льготы убыточным предприятиям предоставляться не будут. Они должны разработать бизнес-планы и попытаться выбраться из “ямы”, к примеру, с помощью кредитов либо искать инвесторов.
– А если организации относятся к приоритетным отраслям экономики?
– Для них предусмотрена определенная поддержка при наличии одобренных бизнес-проектов (причем независимо от форм собственности предприятий). Но в каждом конкретном случае вопрос решают Минэкономпром и Кабинет Министров.
На сегодняшний день приватизировано свыше шестидесяти пяти процентов общего количества предприятий, подлежащих приватизации. Поэтому в первую очередь не государство, а сами акционеры должны искать выход из создавшегося положения.
Чем помогают индикаторы
– Татарстан стал первым регионом России, где не так давно в качестве основного метода начала функционировать система индикативного управления экономикой. Почему мы к ней пришли? И в чем польза этого метода?
– Начнем с того, что, покончив с социализмом, мы резко ушли от плановой экономики. И без какого-либо адаптационного периода выпустили предприятия в “свободное плавание”, тем самым застав их врасплох. В то время восемьдесят процентов промышленных предприятий республики были союзного значения, восемнадцать – российского и лишь около двух процентов – местного подчинения. Потом Союз распался, российские министерства были реорганизованы, и случилось так, что региональной промышленностью стало некому управлять. В условиях реформ наши предприятия, особенно военно-промышленного комплекса, оказались в тяжелейшем положении – государственный заказ был сведен до минимума.
Для поддержки промышленности республики и была введена система индикативного управления. По сути, здесь тоже присутствуют элементы планирования, только адаптированные к новым рыночным условиям. Вместе с руководством предприятий (а также городов и районов Татарстана) определяются показатели, которых нужно достичь в течение года. Если данные индикативные показатели выполняются, то можно переходить к решению других вопросов. Если нет, то следует разобраться, в чем причина. При таком подходе легче прогнозировать экономическое положение республики.
В Татарстане имеются города и районы, разные по “содержанию” и развитию: одни – сельскохозяйственные, другие – промышленные, и так далее. Для каждой территории принимаются свои социально-экономические индикаторы (наличие дорог, больниц, школ и прочее), так что районы и населенные пункты нуждаются в различной господдержке. Но при этом мы должны достичь одной цели – высокого уровня жизни всего населения республики.
Система, в общем-то, действует неплохо. Показатели 2000 года практически все выполнены. Многие регионы России заинтересовались этим методом, который, надо сказать, не является догмой, а постоянно совершенствуется.
– Стимулом к развитию производства и повышению качества выпускаемой продукции Президент считает создание равных конкурентных условий для производства товаров и услуг, устранение неоправданного монополизма. Что под этим подразумевается?
– Допустим, в республике работают несколько крупных предприятий, выпускающих медикаменты или косметику. Но, оказывается, существует ряд малых предприятий, способных в данных областях производить великолепную продукцию и получать за нее различные престижные премии. Однако у этих фирм возникают проблемы и с арендой помещений, и с прочим. Есть немало частных предпринимателей, которые не прочь развернуть бизнес в различных сферах производства, но в силу некоторых причин не могут сделать этого.
Республика всегда находила возможности для поддержки крупных предприятий – КамАЗа, Казанского авиационного производственного объединения, ЕлАЗа и других. Когда здесь нечем было выдавать зарплату, Президент и Правительство оказывали им помощь.
Или, например, долги КамАЗа составили один миллиард сто миллионов долларов, в том числе сто миллионов долларов (без учета процентов) – Европейскому банку реконструкции и развития. То есть завод задолжал тридцать три миллиарда рублей, в то время как выпускал продукцию за год лишь на шестьсот миллионов. Подошли сроки выплаты долгов… Мы могли лишиться Камского автозавода. Но руководство республики совместно с Правительством России приняло решение о реструктуризации долгов КамАЗа (в том числе и в бюджеты всех уровней), кроме того, урегулировало этот вопрос с ЕБРР.
Сегодня автогигант поднимается. С началом производства самолетов Ту-214 появились перспективы и у КАПО имени Горбунова…
Экономика возрождается, поэтому есть возможность уделять больше внимания не только крупным предприятиям. Создание равных конкурентных условий связано с той политикой, которую руководство Татарстана ведет в области поддержки предпринимательства, в том числе среднего и малого бизнеса, не ущемляя его прав в сравнении с промышленными гигантами. Никто не мешает бизнесменам производить любую полезную продукцию (в том числе наукоемкую и высокотехнологичную). Но чтобы частные фирмы могли нормально работать и производить конкурентоспособную продукцию, нужно создать хотя бы минимальные условия для этого – помочь с площадями, с кредитами, упростить процесс регистрации предприятий.
Добавленная стоимость – залог благосостояния
– Для достижения такой цели, как создание конкурентоспособной продукции, Минтимер Шаймиев предлагает Правительству решить несколько первоочередных задач. И первая из них – “отработать механизм стимулирования увеличения добавленной стоимости и в ее структуре – доли прибыли”. Можно для читателя расшифровать термин “добавленная стоимость”?
– В добавленную стоимость, кроме затрат на оплату труда, отчислений на социальные нужды, входят амортизация основных фондов, другие затраты и прибыль. Добавленную стоимость можно увеличить за счет более глубокой переработки, например, нефти. У нас в республике нефть перерабатывается всего процентов на тридцать пять, хотя в мире процент переработки “черного золота” доходит до девяноста, то есть из нефти извлекается почти все, что можно из нее извлечь. Другими словами, тонна нефти продается за одну цену, а продукция из этого же количества нефти – значительно дороже. При этом добавленная стоимость возрастает во много раз. В общем, речь идет о том, чтобы продавать не сырье, а готовую продукцию – с большей добавленной стоимостью.
Вот почему в Нижнекамске строится нефтеперерабатывающий завод, который позволит существенно улучшить переработку татарстанской нефти.
То же самое происходит и в других отраслях: одно дело продавать сырье или полуфабрикат, другое – из этого объема сырья изготавливать и реализовывать продукцию, которая прошла все этапы производства, а значит – увеличила свою добавленную стоимость. Ведь из кубометра дерева можно получить всего лишь дешевые доски, а можно и дорогостоящую мебель.
Что нам дает высокая добавленная стоимость? При малом количестве сырья мы имеем большую заработную плату, большее количество рабочих мест. Кроме того, на каждом этапе производства увеличивается прибыль, а значит, и отчисления в бюджет.
Поэтому сейчас в Минэкономпроме и Госкомстате республики анализируется ситуация с добавленной стоимостью по отраслям и предприятиям.
– А как обстоят дела с предложением Президента добиваться введения на предприятиях международных стандартов управления ISO 9000 и MRP II?
– Введение этих стандартов свидетельствует о высоком качестве организации работы на предприятиях. В настоящее время международные стандарты управления имеют семнадцать татарстанских предприятий (ОАО “Казаньоргсинтез”, “Нижнекамскнефтехим”, “Алнас”, “Казанский вертолетный завод”, “КМИЗ” и другие). Буквально на прошлой неделе предприятию “Радиоприбор” вручен стандарт ISO 9000.
Нужно стремиться к тому, чтобы таких предприятий было гораздо больше.